г.
АЛЕКСЕЙ НИКИТОВИЧ ЕРАНЦЕВ ПРИНАДЛЕЖИТ К ПОКОЛЕНИЮ ЛЮДЕЙ, ДЕТСТВО КОТОРЫХ СОВПАЛО С ГРОЗНЫМИ ГОДАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ОНИ НЕ УЧАСТВОВАЛИ В БИТВАХ С ФАШИЗМОМ, НЕ СЛЫШАЛИ ГРОХОТА ОРУДИЙ И О ВОЙНЕ ЗНАЮТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПО РАССКАЗАМ СТАРШИХ, ИЗ ГАЗЕТ И КНИГ. ОДНАКО ИХ ТОЖЕ КОСНУЛОСЬ ЕЙ ГОРЯЧЕЕ ДЫХАНИЕ. ИГРА «В ВОЙНУ» РАЗДЕЛЯЛА РЕБЯЧЬЮ КОМПАНИЮ НА «НАШИХ» И «ФАШИСТОВ». С УЛИЦЫ ТЕ И ДРУГИЕ ВОЗВРАЩАЛИСЬ К ПУСТЫМ ЩАМ, К МАТЕРЯМ, ИЗМОЖДЕННЫМ РАБОТОЙ. ДЕТСТВО А.ЕРАНЦЕВА ПРОШЛО В СЕЛЕ ЖИДКИ ПЕТУХОВСКОГО РАЙОНА, ГДЕ ОН ЖИВЯ У ДЯДИ, ПРИОБЩИЛСЯ К КРЕСТЬЯНСКОМУ ТРУДУ ТЕХ ЛЕТ: КОСИЛ ТРАВУ, ЕЗДИЛ НА КОРОВЕ, РАБОТАЛ НА ПРИУСАДЕБНОМ УЧАСТКЕ. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ПЕТУХОВСКОМ ЗЕРНОСОВХОЗЕ УЧИЛСЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЖУРНАЛИСТИКИ УРАЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ЗАКОНЧИВ ЕГО ЗАОЧНО. ЗАТЕМ – РАБОТА В ГАЗЕТЕ «СОВЕТСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ», РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУРГАНСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ЮЖНО – УРАЛЬСКОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА. УВЛЕЧЕНИЕ СТИХАМИ НАЧАЛОСЬ ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ НА ШКОЛЬНОЙ СКАМЬЕ, А ПЕРВЫЙ ВЫХОД НА ЖУРНАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ СОСТОЯЛСЯ В 1959 ГОДУ, КОГДА «СМЕНА» ОПУБЛИКОВАЛА ПОДБОРКУ ЕГО СТИХОВ. С ТЕХ ПОР СТИХИ А.ЕРАНЦЕВА НЕРЕДКО ПЕЧАТАЮТСЯ В ГАЗЕТАХ, В МЕЖОБЛАСТНЫХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ ЖУРНАЛАХ («УРАЛ», «ОКТЯБРЬ»). ОН – АВТОР ЧЕТЫРЕХ СТИХОТВОРНЫХ СБОРНИКОВ, ПОЛУЧИВШИХ ПРИЗНАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ И КРИТИКИ. СТИХИ А.ЕРАНЦЕВА ПОЛНЫ ЖИЗНИ В ЕЁ МНОГООБРАЗНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ И ФОРМАХ. В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ А.ЕРАНЦЕВ ВЫСТУПАЛ И КАК ПРОЗАИК. В 1972 ГОДУ В ЮЖНО – УРАЛЬСКОМ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ ВЫШЛА ЕГО КНИГА «РАЗОМКНУТЫЕ БЕРЕГА», В КОТОРОЙ СОБРАНЫ ОЧЕРКИ, РАССКАЗ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ О СИЛЬНЫХ И МУЖЕСТВЕННЫХ ЛЮДЯХ, ЖИВУЩИХ НА ЗЕМЛЕ КУРГАНСКОЙ.
Курган. От избяного до чудесного Идти сквозь камень и стекло. Твое степное имя срезали – Полыни в рану натекло. А по асфальтным чернобуркам Туда, в лазурные века, Увозит выкованный буйвол Живого, теплого быка. В стене срастаются прожилки, И воскресающий гранит Траву и запах ежевики В морщинах каменных хранит. И ты ко мне приходишь гостем Из тех, сияющих начал, Где древнерусские колосья В борта бетонные стучат. Из той земли, курганной, древней, С обломком бронзовой зари, Растут бессмертные деревья, - Гнездятся в кронах фонари.
Листопад. Ведут нас осенние тропы По роще, где думы светлей, А листья на солнечных стропах Спускаются к сонной земле. И, словно в торжественном зале, В лесу тишина. И слегка Сквозь рыжие хлопья мерцают Два глаза – два майских жука. Так медленно, так невесомо, Как медленный сон наяву, Нам под ноги падает солнце, За лето впитавшись в листву, Лучится расплавленный медью… Молчу и тебя берегу: По солнцу ходить не умею, По солнцу ходить не могу.