Методические аспекты формирования межэтнической толерантности у учащихся ОУЗ Проект «Толерантность, дружба, единение» Суслова Галина Николаевна Тенистовская школа
П Р О Б Л Е М А Современный мир подошёл к такой черте развития, когда толерантность стала, как никогда важна. Акты насилия, терроризма, расизма, агрессивного национализма, антисемитизма, дискриминации по отношению к этническим, национальным, религиозным, этническим, языковым меньшинствам, мигрантам, беженцам, социально наименее защищённым группам в обществах волнами накрывают Планету в самых различных её регионах. Участились акты насилия в отношении отдельных лиц, осуществляющих своё право на свободу мнений и выражение убеждений. Всегда существовал и продолжает существовать дух нетерпимости, неприязни к другому образу жизни, к иной культуре, верованиям, убеждениям, привычкам. В школе предметом нетерпимости может выступать не только национальная, религиозная, этническая, социальная принадлежность, но и особенности внешнего вида, интересов, привычек, увлечений отдельных учеников.
Ц Е Л Ь Здоровая, большая часть человечества жаждет мира, взаимопонимания, люди хотят наслаждаться красотой, любить и быть любимыми, познавать мир и совершенствовать его. Мир и содружество всех землян – цель современного общества. ЮНЕСКО, не случайно объявил первое десятилетие нового века десятилетием культуры мира и ненасилия. Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас межрасовой, межконфессиональной, межнациональной толерантности, искреннего интереса к культуре всех народов Земли. Родители, учителя, социальные институты должны быть объединены единой целью – воспитать и обучить детей, чтобы культура ребёнка и всего населения служила предпосылкой выполнения каждым гражданином своего долга перед обществом.
З А Д А Ч И: Воспитывать такие человеческие качества, как: 1. взаимопонимание. 2. взаимоуважение. 3. ответственность. 4. доброжелательность. 5. сдержанность. 6. уступчивость. 7. коммуникабельность. 8. терпимость. 9. сочувствие. 10.сопереживание. 11. умение выражать свои чувства без агрессии и насилия.
З А Д А Ч И: Формировать культуру межнационального общения и межэтнической толерантности. Повышать уровень воспитанности детей, ответственности за свои поступки.
Н А П Р А В Л Е Н И Я Р А Б О Т Ы: 1. Обогащение кругозора школьников информацией о культуре, истории, ценностях, традициях, обычаях, образе жизни, языке своего и других народов. 2. Создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам. 3. Способствование возникновению у детей положительных эмоций, терпимого уважительного и доброжелательного отношения к представителям всех национальностей и отдельных личностей. 4. Формирование навыков общения с людьми. 5. Включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации.
Ф О Р М Ы И М Е Т О Д Ы: Уроки, внеурочные мероприятия, творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, секции по интересам, просмотры видеофильмов, прослушивание музыки, посещение музеев, выставок, национальных театров, тематические клубы, игры, конкурсы, викторины, тематические недели, праздники, шоу, беседы, собрания, конференции, выставки, лектории, круглые столы, литературные гостиные, разучивание народных песен и танцев, организация народных игр и т. д.
Э Т А П Ы Ф О Р М И Р О В А Н И Я: 1.Семья. 2. Дошкольные учреждения. 3. Начальная школа. 4. Средняя школа. 5. Старшая школа. 6.Жизнь. 7. Собственный опыт и ошибки.
РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В современной школе реализуется программа «Я – украинец». Семь её составляющих: «Я – личность», «Я – гражданин Украины», «Я – среди людей», «Я и моё здоровье», «Я и природа», 2Я и творчество», «Я в окружающем мире». Она способствует: Возрастанию интеллектуального, культурного, морально-этического потенциала личности. Развитию самостоятельности и самодостаточности. Воспитанию чувства общечеловеческой и национальной принадлежности. Совершенствованию межнациональных отношений на основе принципов толерантности, ненасилия. Созданию возможности адекватного ориентирования в демократическом обществе. В процессе реализации этой программы возрастает роль педагога – организатора, как куратора внеклассной воспитательной работы. Внеурочная воспитательная работа – это такая организация труда, познания и общения, в процессе которой у учащихся происходит: 1. формирование трудовой, моральной, жизнеутверждающей мотивации. 2. обучение основным принципам построения карьеры, и навыкам морально-ответственных взаимоотношений в государстве, коллективе, семье. 3. она способствует подготовке высокообразованных, квалифицированных специалистов, способных к творческому саморазвитию и и самореализации на самостоятельно избранном жизненном пути. В поликультурном обществе Крыма воспитательная работа немыслима без формирования межэтнической толерантности всех составляющих учебно-воспитательного процесса: администрации, педагогического коллектива, воспитанников, родителей, государственных организаций.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ОРГАНИЗАТОРА Целью моей работы в поликультурной многонациональной школе является создание благоприятных условий взаимодействия разных этнических групп, составляющих учебного процесса. Моя работа даёт возможность выбора разнообразных видов деятельности, которые отвечают личностным способностям, потребностям, наклонностям учащихся. Интеллектуальная деятельность – множество мероприятий. Познавательная деятельность – в школе работает школьное НОУ Трудовая деятельность – работает отряд «Лесовичок» Творческая деятельность – кружки по интересам. Исследовательская деятельность –работает отряд»Мангуп» по программе «Изучаем культурное наследие Крыма». Спортивно-оздоровительная – работаем в рамках модуля «Я и здоровье». Художественно – эстетическая – оформление классов, выставок, праздников, вечеров и т.д. Экологическая деятельность – в рамках модуля «Я – часть природы». В любом из этих видов красной нитью прослеживается формирование межэтнической толерантности, укрепление сплочённости и взаимопонимания между участниками учебно-воспитательного процесса : работа с педагогическим коллективом, работа с администрацией, работа с родителями, работа с учениками непосредственно и через органы самоуправления. Особенностью моей работы является – никогда не проводить мероприятий по чужим сценариям. Всегда пишу их сама конкретно к своему коллективу и обстоятельствам, тематике. Для каждого мероприятия пишу свой девиз, в котором прослеживается направление работы и предлагаемый результат. Девиз моей работы: Моё такое ремесло И совести обет – Дарить душевное тепло И ясной мысли свет. Вот как осуществляется работа в нашей школе:
Координационны й центр Работа с родителями Работа с педагогами Работа с детьми Скаутиз м Учеба Коммуникации Отдых Всеобуч классных руководителей Конфере нции Классны е часы Обмен опытом Админис трация Общее собрание Семья Тренинги Родительско е собрание Род. комитет Лесовичо к Самоуправление СТРУКТУРА
Д Е В И З Р А Б О Т Ы: Таким, какой я есть, меня прими, Обычаи, культуру и традиции нации любой пойми. Будь толерантным, добрым, личность научись уважать. Не навредить, не унизить, не разрушать, не обижать.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО 1995 года даёт такое определение ТОЛЕРАНТНОСТИ: Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма ( в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
Критерии толерантности 1.КОНФЛИКТ. Вопросы толерантности возникают только в ситуациях конфликта. Если поведение другого человека нам нравится, или мы к нему равнодушны, то о толерантности нельзя вести речь. 2. НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Не может быть речи о толерантности, если для решения конфликтов применяется насилие. 3. ПРИЗНАНИЕ РАВНОПРАВИЯ. Критерием является мотив поведения. О толерантности можно говорить только в случае принципиального признания равноправия на наиболее полное развитие своих способностей.
Виды толерантности 1. МНИМАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ, она широко распространена в современном обществе и несет за собой серьёзные социальные последствия. Что это такое? Существует конфликт, ненасильственное поведение, но мотивом поведения не является уважение. Из страха или выгоды люди не предпринимают действий, скрывая существование конфликта, что может привести к продолжению, углублению, эскалации конфликта. 2. ИСТИННАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или позитивная толерантность, когда понимание, что люди разные – это для нас ценность. Это не просто терпимость, она связана с самореализацией и самосовершенствованием каждого человека.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЛЕТ Игра – это труд, порыв, умение, Игра – напор, азарт и вдохновение. Разве не все равно на русской или татарской ехать спине Маленькой черноглазой разбойнице Эмине.
ДЕНЬ ПОБЕДЫ Подвиги людей забыть нельзя! Пусть каждый павший в памяти живет! Пусть будет пухом им земля, Пусть мир о них и помнит и поет.
ФЕСТИВАЛЬ СКАЗОК Дети мир чудес для себя открывают, Сказки народов мира на сцене представляют В сказках добро всегда побеждает зло, Вот бы и в жизни так везло. Но если всем миром за дело взяться, Любая сказка былью может оказаться.
ВЫПУСКНОЙ Самое ценное наше богатство- Школьная дружба и школьное братство Детского единения никто не забудет Всегда так было и пусть всегда так будет.
УЧЕБА Класс - единая семья, Двадцать восемь разных «Я», Четыре учим языка - нелегкая задача, Но, как видите, не плачем.
МАЛЕНЬКИЕ "ПОМОГАЙКИ" Споткнувшемуся руку протяни, Упавшего не бей, а подними. Учись добро творить, Спасти, преодолеть и победить.
СКАУТИНГ Весело живем мы в Тенистовской школе, Наш отряд Мангуп – из гранита скала, Заодно мы в радости, вместе и в горе, Как в семье единой вершатся дела.
МИЛОСЕРДИЕ Не уставай добро дарить, На свете легче станет жить. Добро к тебе, знай, обязательно вернется, Ведь, как аукнется, так и отзовется.
РАВНЫЙ РАВНОМУ Солнце на небе не делим на части, И землю родную нельзя разделить! Но если ты счастлив, то капельку счастья Ты можешь, ты должен всем людям дарить. Дарите улыбки, не хмурьте в гневе бровь, И пусть правит миром ЛЮБОВЬ!
Всеукраинский слет. КИРОВОГРАД В Кировограде на слете строим карту страны. Вокруг цветение, благоухание весны. Мальчишки и девчонки-сильные и загорелые, Хрупкие, очаровательные, смуглые и белые Делаем общее, нужное, верное дело, В будущее смотрим открыто и смело.
НЕДЕЛЯ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ Я научу тебя дружить, Без дружбы невозможно жить. Нужна опора даже забору. Сваи, подпорки вокруг, А человеку нужен друг! Чтоб пожалел, чтоб поддержал, Чтоб часть забот на плечи взял.
ДНИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У каждого народа традиции особые, Давайте узнать их попробуем. Надо понимать чтобы дружить, Чтобы верить, надеяться, жить.
ДОБРО В ИГРЕ ПОЗНАЕМ Веселье и радость в игре! Позавидуй детворе. Веселим народ честной Шуткой яркой озорной.
СПОРТ И МЫ Маленькие капельки полноводной реки- Такие разные и шумные ученики. Как муравьишки в муравейнике трудятся, Такое единение вряд - ли забудется.
90 лет Бахчисарайскому району Народы больше ста национальностей в Крыму живут, Станцуют, спляшут и споют. Бахчисарай – прекрасная часть крымской земли. Юбилей его сегодня праздновать пришли.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОСИДЕЛКИ В слове таится огромная сила, Многих сочинительством учитель заразила. На разных языках стихи звучат- Посиделки для талантливых ребят. Приходи послушай, удивись, Если есть желанье, научись.
ПРАЗДНИК ДРУЖБЫ Праздник яркий и веселый, Дружат дети нашей школы. Будем петь, смеяться и шутить! Поверьте, детям нечего «делить».
ЛЕСОВИЧОК Вместе весело трудиться, Унывать нам не годиться. Хоть немножко мы устали, Но лесхозу помогали.
В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ Выбегаем на площадку, Вместе делаем зарядку. Крепкие, надежные нужны стране, Здоровье так необходимо и тебе и мне.
"ЯЗЫК ДРУЖБЫ" Лето, солнце, пляж, песок, Селям алейкум – вывел звонкий голосок. Здоровеньки буллы ответил Гнат, Здравствуй и привет, слова звучат. Море - ласковый магнит Все национальности в одну объединит.
МАСЛЕНИЦА До чего вкусны блины да масляны, Празднует народ сегодня Масляну. За столом рядком сидят, Угощают всех подряд.
ПОЗНАЕМ КРАЙ РОДНОЙ Если ты не знаешь своих истоков, Край родной нет желания познать, Не подняться в жизни тебе высоко, Гражданином достойным не стать.
КРЫМСКИЙ РУЧЕЁК Больше 300 человек «Крымский ручеёк» объединил, И каждый кораблик с желаньем пустил. В едином строю не было наций, шли просто дети Самый впередсмотрящий народ на свете. А разъезжаясь, унесли с собою крохотку душевного тепла, Мечту, чтоб Украина хорошела, богатела и цвела.
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ Крепким народом Родина сильна! Она у всех у нас одна. В День здоровья борщ кипит на костре, Плов душистый дозревает в казанке. Кто-то русскую окрошку по тарелкам разливает, Дымламою всех Лемара угощает.
ПО СОСЕДСТВУ МЫ ЖИВЕМ Жить нельзя с соседом в ссоре, Давайте напишем на каждом заборе: «Соседи всех наций объединяйтесь, В гости друг к другу ходить не стесняйтесь».
СОРЕВНОВАНИЯ Тянут весело канат Эдем, и Миша, и Игнат, Пот одинаково солен и кровь едина, Сплоченной «нацией» живем, Она непобедима.
В СЛОВЕ МЫ - СТО ТЫСЯЧ Я Детям маленького и большого роста Жить в поликультурном обществе всегда непросто, Мы в силах научить их сопереживать и сострадать, Не только брать… но и уменью отдавать. Выражать свои чувства без агрессии, насилия, терпимо, Не быть равнодушными, видя беду, не проходить мимо.
МОЛОДЕЖНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ- УРОДЛИВАЯ МОДА? ИЛИ? В любой ситуации оставайся самим собой, Не беги вдогонку за беснующейся толпой. Не будь одним из неконтролируемого стада Позволить хаосу взять верх над разумом не надо. Скинхеды, готы, зомби и нимфетки- В игре больших политиков – марионетки.
МОЛОДЕЖЬ И ВАРВАРСТВО Скинхедам громко скажем нет! Таких отморозков не видывал свет. Их демократия породила? Нет, всегда существовала варварская сила.
НЕДЕЛЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Плахта, хустка, рушничок. И трещит за печкою сверчок. Мы дети щедрой Украины Славим Родину! И тем едины!
ЗАРНИЦА 1 МЕСТО «В поле один не воин», Выступить в игре каждый достоин, Но «лебедь, рак и щука» не смогут победить, Люди в силах свои усилия объединить.
ТРАДИЦИИ У россиян - гжель, палех, хохлома, резьба по кости. Все это устарело и не нужно никому? Забросьте. На Украине – вышиванки, рушники, и крашенок сверкание, У татар – бисером, золотом, стеклярусом вышивание. Пусть дети хотят всему научиться В жизни все когда-нибудь пригодится.
СТРОИМ ПЛАНЕТУ ДОБРА Вот в «МОРЕ ДОБРА» «МЫС НАДЕЖДЫ» вдается Нарисовано «СЧАСТЬЯ ГОРА», Это – «ГОРОДОМ ДРУЖБЫ» зовется, Видишь «ВЕРЫ МАЯК» загорелся, Здесь котенок на «СЕРДЦЕ ЛЮБВИ» пригрелся.
Угостим на славу всех Каждая национальная кухня чем-то особенным славится, Все едят со вкусом, очень нравится! Готовим, режем, варим, общаемся, Рецептами обязательно обменяемся
КРЫМСКИЙ ВЕНОК Возьмитесь за руки, друзья, В одиночку жить нельзя. Веселые, яркие фестивали В единую семью нас связали.
Единение Сплелись в узор единый руки, Всех мощь фестиваля объединила. Слезинки капают в преддверии разлуки, В единстве, дружбе, понимании наша сила.
ТАКОЕ НАШЕ РЕМЕСЛО Учитель! Детям не жалей тепло души отдать. Их научи любить, дружить и сострадать. Тогда сильнее детское сердечко забьется, И обязательно на боль чужую отзовется.
ХОРОШО НАМ ВМЕСТЕ В праздники и будни – «армия непобедимая». Дети, родители, учителя – семья единая. Ни к чему нам междоусобицы, ссоры, Крыма не делим родные просторы.
СЕМИНАР "МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ" Учись, уча, не отставай, не уставай. Личный пример человеколюбия, ненасилия подавай Учителя детского счастья создатели, Надо иметь «глаз пограничника» и «сердце матери»
Родители и дети Родителям помочь, их обучить необходимо! Чего греха таить, когда проходишь мимо, И мат и подзатыльники, ремень в их арсенале, И вырастет такой ребенок «солнечным», едва ли.
СЕМЬЯ - ХРАНИТЕЛЬНИЦА ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ, УСТОЕВ Семья! Обычаев, нравов хранительница она, Детям, внукам, правнукам своё родное передать должна И если в семье быт, культуру других наций уважают, Дети, как правило, добрыми и толерантными вырастают.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ Родители первопроходцы в воспитании молодого поколения В семье ребенок познает язык, обряды, обычаи своего народа Он получает здесь азы нравственного, культурного единения Национального самосознания, продолжателя традиции рода.
И Г Р Ы - Т Р Е Н И Н Г И. ПОЗНАВАЙКА - ПОВТОРЯЙКА По нарастающей в кругу представляют каждый себя и всех предыдущих. Пример: 1. Таня – умница, 2. – Таня – умница, Валера – красавёц, 3 Таня – умница, Валера – красавец, Фериде – славная и и т.д.
ВЕРА На доске слова? Преодолею, буду, смогу, научусь, умею, смастерю, расскажу, сочиню ( можно добавлять НЕ) …. Потому что Пример: Верю, что я научусь забивать гвозди, потому что я трудолюбивый. Верю, что я преодолею лень, буду делать по утрам зарядку, потому что хочу быть сильным. И т.д.
ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ На доске фраза – Мне надо научиться…. Из керамического горшочка каждый вытаскивает (или ведущий) вытаскивает листок с фразами (любыми). Пример: Быть добрым….. Не решать проблем кулаками…..Стать уравновешеннее… Не обижать девчонок.. И т.д. После того, как все получили листочки с фразами, они по очереди читают эти фразы. Если она подходит получившему, он оставляет её себе. Если она не подходит к его характеру, поведению, совместно ищут, кому она подойдёт и передают листок.
РИСУЕМ «АТМОСФЕРУ» В КЛАССЕ Класс произвольно делится на несколько групп. Каждая группа получает лист ватмана и рисуют маркерами как они «понимают» что происходит хорошего и плохого в классе, могут под шаржами ставить подписи. Потом по очереди идёт обсуждение. Выводы: Что нужно изменить, что устраивает, что ввести нового Эту игру можно провести совершенно по разным тематикам. Игр на эту тему великое множество, но можно придумывать и педагогу самому.
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛНОЙ РАБОТЫ 1 На протяжении многих лет не возникали межнациональные конфликты ни среди учащихся, ни среди педагогов, ни с администрацией. 2. Возрос уровень объединённости классных коллективов и школьного коллектива в целом. 3. Ярче стала проявляться индивидуальности личности учеников. 4. Ребята завоёвывали призовые места в музыкальных конкурсах различного уровня – Игнатьева Светлана – вокал, скрипач Ислямов Эльдар, Вишневская Анастасия, Осыка Галина и другие. 5. Многие ученики школы стали призёрами и победителями всеукраинских соревнований в разных видах спорта. 6. Мы принимаем участие в работе всеукраинских и республиканских объединений. Ездили с детьми несколько раз в Киев на всеукраинский экологический слёт, на слёт школьных лесничеств в Кировограде в 2011 году, в 2012 году участвовали во всекрымской акции « Крымский ручеёк» в Симферополе, участвовали и имели награды за акцию «Леса для потомков». В этом году за участие в экологических и природоохранных акциях Реском Природы наградил школу плазменным телевизором. 7. Школа в 2012 году заняла первое место в военно-спортивной игре «Зарница». 8. Учащиеся занимают призовые места в олимпиадах районных и республиканских, участвуют в секциях МАН.
П Е Р Е М Е Н К А В перемену три подружки Ели сладкие ватрушки, Их Наталка испекла И на завтрак принесла. Угощала всех вчера Фатима, Изумительно вкусна была бурма. Завтра же Оксанкин черёд, Чебуреков та девчонкам напечёт. «Неразлейвода» девчушки, вечно вместе там и тут, И девчонок неслучайно мушкетёрками зовут. В это время пацаны играли, Лянгу весело кидали. А в другом углу двора В догонялки шла игра. Ярослав ловил Исмета, Тюбетейка на Андрюшке надета, Марцишоры по весне девчонки мастерят Для любых национальностей ребят. Называл Айдер Алёнушку «Севгилим», На украинском поёт у нас Муслим, В перемешку разные слова звучат, Барьеров нет национальных у ребят! И, если б взрослые учились у детей, Мир стал бы чище и надёжней, и светлей
Спасибо за внимание! Жизнь человеку дана всего одна! Пусть без насилия пройдет она. Пусть каждый счастьем насладится в ней сполна!