Особенности деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС
Каковы цели современного образования ? Что изменилось ? Зачем учить ? ФГОС НОО : с мена образовательной парадигмы, новые цели образования, получение качественно нового результата Устоявшееся мнение : Основная задача школы – дать прочные знания ?
Что изменилось в содержании ? Какие учебники выбрать ? Чему учить ? ФГОС НОО : Обновление содержания образования Взгляд учителя : В учебниках те же темы и упражнения ?
Как учить современных школьников ? ФГОС НОО : Необходимость качественного изменения процессуальной стороны обучения младших школьников Учитель : Уровень профессиональной компетентности, отражающей теоретическую и практическую готовность к использованию нововведений ?
План решения проблемы Найти ответы на вопросы : 1. Каковы цели современного образования ? 2. Что изменилось в содержании образования ? 3. Как действовать учителю, чтобы достичь поставленных целей ?
Результаты образования Системно - деятельностный подход Личностно ориентированная парадигма предметные метапредметные ( УУД ) личностные формирование « компетентности к обновлению компетенций »
ФГОС (2011 г.): результат в виде УУД Овладение системой действий Регулятивные - Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные Познавательные – … поиск информации … установление связей и отношений … Личностные Личностные - ценностно - смысловая ориентация учащихся ( поступок – нравственная норма ) Коммуникативные - Коммуникативные - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности Функциональная грамотность Организационные - Организационные - организовывать свою деятельность Интеллектуальные Интеллектуальные - мыслить и работать с информацией Оценочные Оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков Коммуникативные - Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми « Школа 2100» (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений
Содержание образования Подготовка младшего школьника к продолжению современного образования Предметные знания, умения и навыки Универсальные способы деятельности Универсальные способы деятельности, способность вступать в отношения в социальной среде Работа с текстами Работа с текстами разных типов и видов ( курс « Чтение. Работа с текстом »)
« Научить другого человека чему - либо практически невозможно, если он не хочет научиться » К. Роджерс Правильно учиться – значит учиться … легко, быстро и весело Гордон Драйден, Джаннетт Вос
Функции современного учителя Виды деятельности : проектировочная проектировочная коммуникативная коммуникативная рефлексивная рефлексивная управленческая управленческая инновационная инновационная
Условия, обеспечивающие развитие УУД выполнении обучающимися учебной работы определенного вида технологий деятельностного типаактивных методов УУД могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами современных технологий деятельностного типа, активных методов обучения
Выбор образовательных технологий уровневой дифференциации технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения учебных ситуаций технологии, основанные на создании учебных ситуаций проектной деятельности технологии, основанные на реализации проектной деятельности « встроенности » оценивания технологии, основанные на « встроенности » системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс ИКТ ИКТ
Проблемно - диалогическое обучение создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы, актуализация имеющихся знаний для ее решения, поиск решения проблемы, открытие нового знания, применение нового знания, выражение решения собственным способом Один из самых эффективных способов введения нового знания Образовательные технологии
Технология продуктивного чтения Способствует развитию умения самостоятельно читать и понимать любые тексты Создает условия для развития важнейших коммуникативных умений Образовательные технологии Образовательные технологии
ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: I. Разработка проектного задания (цели, задачи) II. Разработка плана работы III. Реализация проекта IV. Завершение проекта V. Презентация Образовательные технологии
Технология оценивания учебных успехов Комфортна для учеников, положительно влияет на их мотивацию к обучению Создает условия для развития оценочных умений, адекватной самооценки обучающихся Образовательные технологии
Китайская пословица : « Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму ».
Благодарю за внимание !