По названию сборника статей "Смена вех", изданного в 1921 г. в Праге бывшими кадетами и октябристами Н. В. Устряловым, Ю. В. Ключниковым, А. В. Бобрищевым-Пушкиным и др.). Идеология "сменовеховства"
В 1919 г. принимается декрет, подписанный Лениным, "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". «Долой безграмотных!!!»
В 1923 г. было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность!" во главе с председателем ВЦИК М. И. Калинином. Его активисты открыли тысячи пунктов, кружков, изб-читален, где обучались взрослые и дети. К концу 20-х гг. около 50% населения умели читать и писать (против 30% в 1917 г.).
В стране открывались новые институты и университеты (в 1927 г. их было уже 148, в дореволюционное время - 95). Еще в годы гражданской войны при высших учебных заведениях были созданы первые рабочие факультеты (рабфаки), которые, по образному выражению наркома просвещения А. В. Луначарского, стали "пожарной лестницей в вузы для рабочих". « Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически,» - Н. И. Бухарин
К середине 20-х гг. количество учащихся превысило довоенный уровень. Но по- прежнему много детей, прежде всего в сельских районах, оставалось за порогом школы. Да и в самой школе из поступивших в 1-й класс оканчивали 2-ю ступень не более 10%.
Писатели и поэты Серебряного века русской литературы (А. А. Ахматова, А. Белый, В. Я. Брюсов и др.). Гроза, пронесшаяся над Россией, дала новый импульс творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина. Литературно-художественная жизнь Советской России
Большую активность проявляли представители лево модернистских течений – футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма – в поэзии, живописи, театре, архитектуре (В. Э. Мейерхольд, К. С. Мельников, В. Е. Татлин и др.).
С.М.Эйзенштейн Огромный вклад в формирование нового сознания внес кинематограф «Для нас из всех искусств главнейшим является кино» говорил В.И.Ленин.Документальная хроника освещала в нужном свете текущие события. Ставили спектакли классики театральной режиссуры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Советский кинематограф. К 20-летию революции 1905 года режиссер снял фильм «Броненосец «Потемкин С.М.Эйзенштейн
Творцы: М. А. Шолохов с его первой частью эпопеи: «Тихий Дон»(1928) и С. М. Эйзенштейн, чей фильм "Броненосец "Потемкин" (1925) с триумфом обошел экраны мира.
23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно- художественных организаций" ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства, а их место заняли централизованные, удобные и подконтрольные правительству "творческие союзы" интеллигенции: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.). И.Дунаевский и В.Лебедев-Кумач.
Огромные публикации: Публиковались книги А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. Гете, У. Шекспира, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, театры. Жадно тянувшееся к культуре общество получало новые произведения А. М. Горького, М. А. Шолохова, А. П. Гайдара, А. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, других советских прозаиков и поэтов, спектакли К. С. Станиславского и т.д.
ЛЕФ-это грация? Относительную самостоятельность сохраняют лишь представители ЛЕФа (Левый фронт искусства) - литературно-художественного объединения, теоретическими установками которого являлись: создание "действительно революционного искусства", примат "литературы факта" над вымыслом, поиски новых форм художественной выразительности.
«Суждения об истории искусства не могут быть ни полностью объективными, ни абсолютно обязательными, ибо интерпретация и оценка суть не столько знание, сколько идеологические желания и идеалы, которые хотелось бы видеть осуществленными».