По названию сборника статей "Смена вех", изданного в 1921 г. в Праге бывшими кадетами и октябристами Н. В. Устряловым, Ю. В. Ключниковым, А. В. Бобрищевым-Пушкиным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Советская культура 20-е годы: достижения и потери 9 класс Учитель истории: МБОУ СОШ 37 Световая К. А.
Advertisements

«Искусство должно служить народу и революции…» А. В. Луначарский, нарком просвещения.
Тема: Духовная жизнь в 20-е годы. Автор: учитель истории и обществознания МКОУ «Романовская СОШ» Шмаков В.В.
Тема урока: «Культура и искусство России начала xx века»
- период высшего духовного и художественного развития в русской литературе и искусстве в конце 19 – начала 20 века.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА. Советская эпоха – этап отечественной истории, охватывающий год. 20-е годы – период «пролетарской.
Тема урока? Вопрос 1: Действие одного из сюжетов юмористической телепередачи "Шесть кадров" происходит вскоре после Октябрьской революции. Ленин приглашает.
Социалистический реализм Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…
КУЛЬТУРА СРАЖАЮЩЕГОСЯ НАРОДА. ЛИТЕРАТУРА Более тысячи членов Союза писателей находились на фронтах Более тысячи членов Союза писателей находились на фронтах.
Советская культура 20-е годы: достижения и потери 9 класс Учитель истории: МБОУ СОШ 37 Световая К. А.
Дом В.Я.Брюсова. В начале XX века Валерий Брюсов был одной из крупнейших фигур русской литературной жизни, находился в самом её центре. И совершенно естественно,
Литературный процесс 20-х гг Литературные группировки.
Литература XX века Штрихи к портретам писателей. XX век – век военных и революционных потрясений- вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций.
МИХАИЛ ШОЛОХОВ ( ). Шолохов Михаил Александрович ( ), прозаик. Родился 11 мая (24 н.с.) на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в.
«Культурная революция» Культурная революция - совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в е гг. XX в. Термин "культурная.
Октябрь 1917 – 1920-е гг.. 27 февраля 1917 г. – царь Николай II отрекся от власти. 25 октября 1917 г. военно- революционный комитет Совета рабочих и солдат.
Ухсай (Никифоров) Яков Гаврилович- чувашский поэт, писатель, драматург. Родился 26 ноября 1911 года в селе Слакбаш Белебеевского района республики Башкортастан.
Искусство начала 19 века Россия на протяжении XIX и начала XX века – переживала значительные исторические события, вносившие перемены в социальную структуру.
Литература 30-х годов Выполнила учитель Ходырева О.Б.
лет со дня рождения народного поэта Чувашии, лауреата премии РСФСР им. М. Горького и Государственной премии им. К. В. Иванова.
Транксрипт:

По названию сборника статей "Смена вех", изданного в 1921 г. в Праге бывшими кадетами и октябристами Н. В. Устряловым, Ю. В. Ключниковым, А. В. Бобрищевым-Пушкиным и др.). Идеология "сменовеховства"

В 1919 г. принимается декрет, подписанный Лениным, "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". «Долой безграмотных!!!»

В 1923 г. было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность!" во главе с председателем ВЦИК М. И. Калинином. Его активисты открыли тысячи пунктов, кружков, изб-читален, где обучались взрослые и дети. К концу 20-х гг. около 50% населения умели читать и писать (против 30% в 1917 г.).

В стране открывались новые институты и университеты (в 1927 г. их было уже 148, в дореволюционное время - 95). Еще в годы гражданской войны при высших учебных заведениях были созданы первые рабочие факультеты (рабфаки), которые, по образному выражению наркома просвещения А. В. Луначарского, стали "пожарной лестницей в вузы для рабочих". « Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически,» - Н. И. Бухарин

К середине 20-х гг. количество учащихся превысило довоенный уровень. Но по- прежнему много детей, прежде всего в сельских районах, оставалось за порогом школы. Да и в самой школе из поступивших в 1-й класс оканчивали 2-ю ступень не более 10%.

Писатели и поэты Серебряного века русской литературы (А. А. Ахматова, А. Белый, В. Я. Брюсов и др.). Гроза, пронесшаяся над Россией, дала новый импульс творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина. Литературно-художественная жизнь Советской России

Большую активность проявляли представители лево модернистских течений – футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма – в поэзии, живописи, театре, архитектуре (В. Э. Мейерхольд, К. С. Мельников, В. Е. Татлин и др.).

С.М.Эйзенштейн Огромный вклад в формирование нового сознания внес кинематограф «Для нас из всех искусств главнейшим является кино» говорил В.И.Ленин.Документальная хроника освещала в нужном свете текущие события. Ставили спектакли классики театральной режиссуры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Советский кинематограф. К 20-летию революции 1905 года режиссер снял фильм «Броненосец «Потемкин С.М.Эйзенштейн

Творцы: М. А. Шолохов с его первой частью эпопеи: «Тихий Дон»(1928) и С. М. Эйзенштейн, чей фильм "Броненосец "Потемкин" (1925) с триумфом обошел экраны мира.

23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно- художественных организаций" ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства, а их место заняли централизованные, удобные и подконтрольные правительству "творческие союзы" интеллигенции: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.). И.Дунаевский и В.Лебедев-Кумач.

Огромные публикации: Публиковались книги А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. Гете, У. Шекспира, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, театры. Жадно тянувшееся к культуре общество получало новые произведения А. М. Горького, М. А. Шолохова, А. П. Гайдара, А. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, других советских прозаиков и поэтов, спектакли К. С. Станиславского и т.д.

ЛЕФ-это грация? Относительную самостоятельность сохраняют лишь представители ЛЕФа (Левый фронт искусства) - литературно-художественного объединения, теоретическими установками которого являлись: создание "действительно революционного искусства", примат "литературы факта" над вымыслом, поиски новых форм художественной выразительности.

«Суждения об истории искусства не могут быть ни полностью объективными, ни абсолютно обязательными, ибо интерпретация и оценка суть не столько знание, сколько идеологические желания и идеалы, которые хотелось бы видеть осуществленными».