МУЛЬТПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МБДОУ 42 Г.Армавир Научн. рукав. докт.пед.наук, проф. Е.А.Тупичкина
Актуальность Проблемы в обществе: ценностный вакуум, бездуховность трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения, опасность моральной деградации. увеличением числа дошкольников с трудностями в поведении высокий уровень отрицательных эмоциональных состояний у детей (агрессия, тревожность, навязчивое чувство страха)
сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм.
Федеральном государственном стандарте дошкольного образования ставится задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В рамках социально-коммуникативного развития рекомендуется усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указывается, что ребёнок должен быть способен к волевым усилиям, следованию социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Дошкольное детство - период «первичной социализации» Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста, который отличается особой сенситивностью в плане формирования различных качеств личности.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Незамеченные вовремя отрицательные качества в поведении детей могут повлиять на дальнейшее формирование личности, помешать полноценному общению с окружающими людьми. Задача ранней диагностики и коррекции случаев детского неблагополучия.
Просмотр мультфильма – любимое занятие детей По данным социологов, время, проведенное около телевизора или компьютера, составляет от 20 до 40% всего свободного времени ребенка, и в основном оно посвящено просмотру современных мультфильмов. По данным ЮНЕСКО, современные дошкольники 3–6 лет заняты просмотром телевизора и в частности мультфильмов в среднем 3–4 часа в день, около 25 часов в неделю.
В Интернете выложено более 10 тыс. мультфильмов: Дети получили возможность в любое время посмотреть желаемый мультфильм, фильм или передачу. Родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребенка. Возникает потребность упорядочивания просмотра мультфильмов детьми, нейтрализации негативного влияния некоторых, и использования педагогического потенциала мультфильмов.
Мультпедагогика Предметом мультпедегогики выступает изучение влияния мультфильмов на образовательные процессы ребенка и возможностей эффективного использования мультфильмов в процессе обучения и воспитания детей.
Мультфильм как "дидактический материал" Свойства мультфильма как дидактического средства: У него свой язык - образный, что по идее должно быть близко многим детям. Сам жанр обладает высоким мотивационным воздействием, т.к. язык мультфильма детям близок. Детям необходимо выбирать и интерпретировать (м.б., даже по-разному, с разных точек зрения) предметное содержание, оно не дается напрямую (проблемный подход).
«Мультдидактика» считается дидактикой, т.к.: 1) позволяет организовать процесс обучения, срежиссировать урок, либо внеклассную работу по предмету. 2) она обеспечивает связь деятельности учителя и познавательных процессов у ученика 3) на ее основе можно раскрывать содержание образования по конкретному учебному предмету.
Сегодня в контексте ФГОС мультфильм может рассматриваться в качестве источника информации для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Для дошкольников мультфильм – средство мотивации и организации различных……
Необходимость научно-практического изучения возможностей использования мультфильмов в социально-нравственном воспитании определяется и рядом противоречий: между требованием Государственного стандарта дошкольного образования к обновлению содержания воспитания (в том числе и социально-нравственного) и отсутствием научно-обоснованных, с учетом потребностей современных детей, медиа среды, в которой живет ребенок; -
между интуитивным включением в жизнь ребенка мультипликационных фильмов и отсутствием разработанных технологий работы с мультфильмом в целях реализации их максимального воспитательного эффекта и социально- нравственного развития детей; между значительным воспитательным и развивающим потенциалом мультфильмов и готовности их педагогически грамотного использования взрослыми в условиях ДОУ и семье.
Проблема исследования формулируется следующим образом: каковы педагогические условия включения средств мультипликации в процесс социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Решение данной проблемы стало целью исследования.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что успешность процесса социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мультфильмов зависит от: расширения арсенала методов и приемов социально-нравственного воспитания средствами мультипликации; включения содержания детских мультфильмов в процесс социально- нравственного воспитания; -
интеграция различных видов детской деятельности (игры, изо деятельности, литературного творчества и пр.); создания и организации педагогически оправданной видео среды в ДОУ и семье, наполненной нравственными ценностями, стимулирующей формирование у ребенка гуманных способов и форм поведения в социуме; компетентности педагогов дошкольного образования и педагогической культуры родителей использования потенциала мультипликационных фильмов в социально- нравственном воспитании детей.
Задачи исследования: 1) разработать теоретические основы реализации возможностей использования мультфильмов в процессе социально- нравственного воспитания детей дошкольного возраста; 2) разработать модель использования мультфильмов как средства социально- нравственного воспитания дошкольников;
3) обосновать технологию и охарактеризовать педагогические условия эффективного использования мультфильмов в процессе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста; 4) экспериментально апробировать технологию использования мультфильмов в качестве средства социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и интеграция просмотра мультфильмов с другими видами деятельности.
Этапы реализации проекта : г. – организационный этап, предусматривающий изучение психолого-педагогических основ проблемы и разработка модели использования мультфильмов в педагогическом процессе в качестве средства социально-нравственного воспитания, подготовку специалистов к предстоящей деятельности и повышение педагогической культуре родителей.
г. – этап первичной апробации разработанной модели использования мультфильмов в педагогическом процессе в качестве средства социально- нравственного воспитания и отбор эффективных методов и средств педагогической деятельности г. основной, предполагающий реализацию модели использования мультфильмов в педагогическом процессе в качестве средства социально- нравственного воспитания дошкольников.
г. – итоговый, в ходе которого осуществляется рефлексия проведенной деятельности, проводится научно- практический семинар, готовятся к печати публикации, подготавливаются электронные ресурсы, составляется общий отчет работы по проекту.
Содержание проекта включает: описание теоретико-методологической основы проектного исследования; раскрытие основных концептуальных идей; разработку организационно-методической модели использования мультфильмов в качестве средства социально- нравственного воспитания детей; плана работы по проекту
Организационно-методическая модель использования мультфильмов в качестве средства социально- нравственного воспитания детей. Педагогическая работа с детьми, направленная на формирование социально-оправданного нравственного опыта поведения. Педагогическая работа со взрослыми (специалистами дошкольного образования, родителями), направленная на формирование профессиональной и педагогической культуры использования мультфильмов в качестве средства нравственного воспитания.
Организационно-методическая модель использования мультфильмов в качестве средства социально-нравственного воспитания детей
Педагогическая работа с детьми Формы работы: Мультклуб. Мульт-театр. Мульт-студия. Газета «Мультик-пультик». Кабинет мульт терапии Обращение к социально-нравственному содержанию мультфильмов на занятии (НОД).
Мультклуб Деятельность Мультклуба (для детей 4-7 лет), своеобразного интегрированного занятия, совместной деятельности педагога и детей в форме клубной работы по восприятию, осмыслению мультфильмов и отражения происходящего в них в детских видах деятельности: рисунке, лепке, конструировании, песни, танце и пр.
Мульт-театр Работа Мульт-театра (для детей 4-7 лет) реализуется посредством театрализованной игры (игры-имитации образов мульт героев (животных, людей и др. персонажей); ролевые диалоги на основе текста; инсценировки фрагментов мультфильмов; постановки спектаклей по одному или нескольким мультфильмам; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета мультфильма (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки).
Мульт-студия Мульт-студия (для детей 6-7 лет). Деятельность ребенка в ней направлена на развитие творческих способностей ребенка через создание мини мультфильмов с социально-нравственным содержанием средствами доступными для детского творчества; освоение оосновных принципов анимации, знакомство и освоение различных техник и приемов анимационного кино.
Газета «Мультик-пультик» выпускается детьми совместно со взрослыми, ее содержание направленно на осознанное и эстетическое отношение к мультфильму. В газете публикуются впечатления детей о просмотренных мультфильмах, о поступках героев, размещаются детские рисунки, располагаются занимательные задания (загадки, головоломки), раскраски и игры с героями мультфильмов, а также викторины, кроссворды по содержанию мультиплика- ционных фильмов.
Кабинет мульт терапии Деятельность кабинета является синтезом деятельностного педагогического подхода, психологических методик групповой работы, арт-терапии и анимационных технологий, дающих в совокупности синергетический эффект. Мульттерапия позволяет: облегчать кризисные состояния, преодолевать страхи, наполнять творчеством и радостью жизнь ребенка, преодолевать последствия травм и заболеваний, бороться с различными невротическими расстройствами и многое-многое другое.
Педагогическая работа со взрослыми Работа со специалистами дошкольного образования направлена на формирование профессиональной компетентности (Семинары, мастер-классы) Работа с родителями осуществляется в процессе деятельности педагогического родительского клуба (лекторий, практикум, педагогический тренинг).
Благодарим за внимание!