Русский поэт и литературный деятель Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немиров Винницкой области (Украина). Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне селе Некрасове) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь.
С 1832 по 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Музей-квартира в Петербурге В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в считался вольнослушателем). Лишившись поддержки отца, будущий поэт вёл жизнь полу бездомного столичного бедняка.
В Петербург Некрасов привозит «целую тетрадь» стихов, ещё подражательных. Некоторые из них публикуются в «Сыне отечества».
1840 – первый сборник «Мечты и звуки», вызвавший упрёки в эпигонстве. Кроме того, Некрасов пишет прозаические и драматические произведения. Водевили «Шила в мешке не утаишь – девушки под замком не удержишь», «Материнское благословение» имеют успех на сцене.
1841 – Некрасов начинает сотрудничать в «Литературной газете» и «Отечественных записках», где, помимо повестей и рассказов, появляются его критические статьи и рецензии, имеющие значительный общественный резонанс (рецензии на «Очерки русских нравов» Ф.В.Булгарина, «Драматические сочинения» Н.Полевого).
1843 – Некрасов начинает заниматься издательской деятельностью. Он издаёт два сборника стихотворных фельетонов «Статейки в стихах, без картинок», затем «Физиологию Петербурга» (ч. 1-2, 1845), «Петербургский сборник» (1846), альманах «Первое апреля» (1846), которые становятся литературным манифестом натуральной школы. В сборниках принимают участие В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Д.В.Григорович, В.И.Даль, И.И.Панаев и др.
– Некрасов вместе с И.И.Панаевым издаёт и редактирует «Современник», журнал, основанный А.С.Пушкиным, потускневший после его смерти под редакцией П.А.Плетнёва. В 1863 г., уже после ареста Чернышевского (1862), Некрасов на станицах «Современника» публикует его роман «Что делать?». В июне 1866 г. «Современник» запрещается навсегда.
1856 – выходит сборник «Стихотворения Н.Некрасова».
– Некрасов – редактор «Отечественных записок». По его приглашению с ним работает М.Е.Салтыков-Щедрин. В отделе беллетристики печатаются Щедрин, А.Н.Островский, Г.И.Успенский. В эти годы Некрасов работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» ( ), оставшейся незавершённой, создал поэму о декабристах и их жёнах («Дедушка», 1870, «Русские женщины» ) и др.
Последние годы жизни Некрасова, проведенные в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время он создал последние песни, в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей музе: Сестра народа и моя.
27 декабря 1877 (8 января 1878) (Петербург) – Николай Алексеевич Некрасов умер Похороны Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имени общества Земля и воля выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Некрасова рядом с А. С. Пушкиным.
Усадьба Некрасова Университете имени Н.А.Некрасова
Стихотворение Н.А. Некрасова «Горящие письма»
Они горят!.. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала... Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала... Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени!.. Безумный шаг!.. быть может, роковой
Стихотворение «Горящие письма» входят в Понаевский цикл. В «Понаевском цикле» стихотворений Н.А. Некрасова нет характеров героя и героини. В нем отсутствует изображение истории, разворачивающихся в пространстве и времени событий, в которых или по отношению к которым проявляют себя участники. В основе Панаевского цикла лежит абсолютизация идеи свободы личности, ее жизненного выбора. Вот почему важно для героя то, что героиня «свободно... решала выбор свой // И не как раб упал» он «на колени». «Злое чувство», «гнев правдивый» в этой системе выступают проявлениями свободы личности, ее стремления к равенству, что выдвигается как абсолютная приоритетная ценность.