Итоги проведения ГИА-9 в 2014 году Нормативно-правовое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2015 году Вербичева Нина Николаевна, директор ГУ «Областной центр мониторинга качества образования»
Региональные полномочия Низкий уровень объективности Понижение в регионах рекомендованного Рособрнадзором минимального количества баллов по отдельным предметам Своевременность и полнота вносимых в информационные системы сведений ГИА-9 в субъектах Российской Федерации в 2014 году
Результаты ОГЭ-2014 ВАЖНО: Объективные результаты ОГЭ позволяют осуществлять эффективное управление региональной и муниципальными системами общего образования Результаты ОГЭ четко указывают на проблемы в освоении элементов содержания учебной программы основной школы
23397 обучающихся общеобразовательных организаций были допущены к государственной итоговой аттестации обучающихся общеобразовательных организаций были допущены к государственной итоговой аттестации Участники государственного выпускного экзамена Русский язык 1033 Математика 997 Участники государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
Предмет Максимальное количество первичных баллов Минимальный порог, рекомендованный Рособрнадзором Количество субъектов РФ, установивших минимальный порог ниже рекомендованного Рособрнадзором Русский язык Математика В одном из регионов РФ установлены минимальные пороги: по русскому языку в 2 балла, по математике - 1 балл. Шкалирование результатов
Предмет Максимальное количество первичных баллов Минимальный порог, рекомендованный Рособрнадзором Минимальный порог, установленный департаментом образования и науки КО Русский язык Математика Шкалирование результатов
Математика Русский язык Результаты ОГЭ (после пересдачи в августе, сентябре) 0,2% отметок «2»0% отметок «2» Результаты ОГЭ (после снижения минимального балла по русскому языку и математике ) 20,1 % не достигших минимального балла 1,5 % не достигших минимального балла Результаты ОГЭ по рекомендованной Рособрнадзором шкале 57 % отметок «2» 30 % отметок «2» (без учета модулей) 7 % отметок «2» Результаты проведения ОГЭ в 2014 году
Риски изменения системы перевода баллов 1. Существенное искажение представлений участников образовательного процесса о результатах обучения по программам основного общего образования 2. Низкая эффективность обучения по программам среднего общего образования, отсутствие необходимых коррекционных программ 3. Неверный прогноз результатов ЕГЭ Риски произвольного изменения системы перевода = Снижение требований в целях получения положительных отметок
Система перевода баллов. МАТЕМАТИКА – ОГЭ-2014 ПОСЛЕДСТВИЕ: Искусственное снижение минимального балла, учет только результатов выполнения заданий по алгебре нарушает права обучающихся на получение качественного образования! Обучающийся, не набравший на ОГЭ хотя бы 2 балла за выполнение простых заданий по геометрии, в принципе не готов к освоению стереометрии в средней школе. Неспособность выполнить простейшие практико- ориентированные задачи – показатель неготовности к решению реальных жизненных вопросов (простейшие бытовые расчеты, скидки, выбор наиболее выгодных вкладов, кредитов, понимание прогнозов погоды, динамики курсов акций, валют и т.п.) Базовый ЕГЭ по математике: 20 заданий, из них 8 заданий по «реальной математике» и 4 задания по геометрии.
Количество участников ГИА в форме основного государственного экзамена получивших ниже минимального балла (без учета пересдачи экзамена)
Результаты ГИА по учебным предметам в форме основного государственного экзамена (без учета пересдачи экзамена по русскому языку и математике в августе и сентябре)
Ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ФЗ Правила формирования и ведения ФИС ГИА и приема и РИС ГИА (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ) подготовлена новая редакция Порядок разработки, использования и хранения КИМ для ГИА ( утв. приказом Рособрнадзора от ) готовятся изменения Порядок аккредитации общественных наблюдателей (утв. Приказом Минобрнауки России от ) готовятся изменения Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России 1394 от ) (находится на общественном обсуждении Проект приказа Минорнауки «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году» Проект приказа Минорнауки Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году Перечень нормативно правовых актов
Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена Методическое письмо о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по математике и русскому языку в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма) готовятся изменения (обсуждение) Январь 2015 года Методические рекомендации
Определение места для личных вещей участников ГИА в здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ В день проведения экзаменов в ППЭ по согласованию с территориальными подразделениями МВД России присутствуют сотрудники полиции и сотрудники ЧОП Изменение перечня предметов, указанных в заявлении на сдачу экзаменов, за 2 недели до начала соответствующих экзаменов Незамедлительное внесение данных в РИС по завершении обработки экзаменационных работ Закрепление возможности записи устных ответов лиц с ОВЗ, не имеющих возможности сдавать письменно ГВЭ Основные изменения в нормативно правовых актах по ГИА - 9
Особенности: ППЭ на дому (для лиц, имеющих: рекомендации психолого- медико-педагогической комиссии медицинские основания для обучения на дому) Продление экзамена на 1,5 часа Проведение ГИА в больницах Участники ГИА с ОВЗ
Для глухих и слабослышащих: звукоусиливающая аппаратура; наличие ассистента-сурдопереводчика. Для слепых: ЭМ и письменная экзаменационная работа оформляются шрифтом Брайля; Возможность выполнения экзаменационной работы на ПК; Возможность сдать ГВЭ в устной форме. Для слабовидящих: ЭМ копируются в увеличенном размере; Наличие увеличительного устройства в аудитории; Индивидуальное освещение не менее 300 люкс. Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата: Возможность выполнения экзаменационной работы на ПК; Возможность сдать ГВЭ в устной форме. Особые условия для лиц с ОВЗ
Структуры – организаторы ГИА-9 Основной Государственный Экзамен Основной Государственный Экзамен Обучающиеся в очной форме В очно-заочной, заочной форме В форме семейного образования Иностранные граждане, лица без гражданства Государственный Выпускной Экзамен Государственный Выпускной Экзамен Обучающиеся в специальных учебно- воспитательных учреждениях закрытого типа и в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеющие рекомендации ПМПК (1 – 7 вид), дети-инвалиды, инвалиды (справка МСЭ) Формы ГИА-9
Структуры – организаторы ГИА-9 Обязательные экзамены русский язык математика Экзамены по выбору (на добровольной основе) Экзамены по выбору (на добровольной основе) литература физика химия биология география история обществознание иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский) информатика и ИКТ Структура ГИА года
Технология ведения федеральной базы данных ГИА 9 в 2015 году Сбор сведений о региональных шкалах перевода результатов в отметки в 5-балльной системе оценивания; Введение дополнительных процедур по повышению качества предоставляемых данных: контроль сроков предоставления региональных данных мониторинг предоставления достоверных данных контроль соответствия внесенных и сдававших участников мониторинг наличия сведений по родным языкам и литературе мониторинг наличия сведений о ГВЭ
Досрочный период – апрель 2015 года – математика – обществознание, химия, литература, информатика и ИКТ – русский язык – география, история, биология, иностранные языки, физика – резервы Основной период – май-июнь 2015 года – математика – обществознание, химия, литература, информатика и ИКТ – русский язык – география, история, биология, иностранные языки, физика – резервы Дополнительный период – август 2015 года – русский язык – обществознание, химия, литература, информатика и ИКТ – математика – география, история, биология, иностранные языки, физика – резервы Сентябрь 2015 года для участников, окончивших школу со справкой – математика – обществознание, химия, литература, информатика и ИКТ – география, история, биология, иностранные языки, физика – русский язык – резервы регистрация на сдачу экзаменов до Расписание ГИА – 9 (проект)
Новые бланки ГИА 9 22
Бланк 2 с обратной стороной 23
Изменения КИМ ГИА-9 в 2015 году Наименование предмета/ характеристика изменения Изменение в структуре КИМ (вариант состоит из 2 частей; задания со сквозной нумерацией без буквенных выражений А, В, С) Изменение формы записи ответа (ответ в виде цифры, соответствующей номеру правильного ответа) Содержательных изменений нет биология+/+Задания география Задания 1-7, 9-13, 21, 22, информатика и ИКТ+/Задания 1-6 иностранные языки /+Задания 3-8, математика Задания 2, 3, 8, 14 обществознание+/+Задания 1-20 физика+/+Задания 1-16, 21, 22 химия+/+Задания 1-15
Учебные предметы ОГЭ со специализированным элементом экзамена ИНФОРМАТИКА и ИКТ В КИМ 2 задания, выполняемых на компьютере 2 варианта организации экзамена : -в компьютерном классе -с переходом из аудитории для письменной части экзамена в компьютерный класс ТРЕБОВАНИЯ: использование только лицензионного ПО техническая подготовка и сопровождение экзамена (в т.ч. система сбора, хранения и обработки файлов с работой экзаменуемых) ОБСУЖДАЕМАЯ ПРОБЛЕМА: нормативное ограничение используемых языков программирования РЕШЕНИЕ: невозможно, т.к. образовательным стандартом не установлены «обязательные» языки программирования
ФИЗИКА Проведение физического эксперимента предварительная подготовка оборудования и маркировка комплектов работа организаторов в аудитории (передвижение экзаменуемых, соблюдение техники безопасности) в аудитории на ППЭ комплекты оборудования могут быть расставлены в свободном доступе, чтобы экзаменуемые подходили и брали необходимый комплект или могут выдаваться организаторами Приложения к Спецификации КИМ: Перечень оборудования Инструкция по правилам безопасного труда для учащихся
ХИМИЯ 2 модели экзамена: -традиционная -c химическим экспериментом Проведение химического эксперимента: Для учащихся – в варианте КИМ пошаговая инструкция по выполнению эксперимента. Для организаторов – Приложение к Спецификации КИМ: перечень минимального набора оборудования, расходных материалов, реактивов. ТРЕБОВАНИЯ: проведение ТОЛЬКО в кабинете химии предварительная подготовка оборудования и реактивов инструктаж участников экзамена по технике безопасности участие лаборантов, экспертов-оценщиков
1.ГВЭ-9 в письменной и устной форме методическое письмо о проведении ГВЭ (письменная форма) методическое письмо о проведении ГВЭ (устная форма) 2. ОГЭ рекомендации по проведении устной части ОГЭ по иностранным языкам пошаговые инструкции по проведению экспериментальных частей экзамена по физике и химии рекомендации по проведении ОГЭ по информатике Методическое обеспечение ОГЭ и ГВЭ ОГЭ и ГВЭ
Структуры – организаторы ГИА-9 ГИА-9 является обязательной ГИА-9 является обязательной КИМы по всем предметам формируются ФЦТ задания КИМ из открытого банка заданий единая структура вариантов по предмету единая система оценивания шкала перевода баллов утверждается регионом по федеральным рекомендациям ГИА-9 основа ГИА-9 основа реализация требований стандарта независимость от реализуемых в ОУ программ по учебным предметам Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования
Структуры – организаторы ГИА-9 Государственная Экзаменационная Комиссия ГИА-9 Государственная Экзаменационная Комиссия ГИА-9 государственная экзаменационная комиссия ГЭК ГИА-9 (ГЭК) уполномоченные представители ГЭК ГИА-9 (по количеству ППЭ в МО + 5 человек резерв) Конфликтные Комиссии Конфликтные Комиссии 1 региональная конфликтная комиссия 34 территориальные конфликтные подкомиссии Структуры – организаторы ГИА-9 Региональные предметные комиссии
Формирование списочного состава Предложения МОУО Предложения МОУО ГЭК ГИА-9 уполномоченных представителей ГЭК ГИА-9 руководителей и организаторов ППЭ предметных комиссий территориальных конфликтных комиссий технических специалистов специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ ассистентов обучающихся с ОВЗ Анализ на соответствие требованиям Утверждение департаментом образования и науки Кемеровской области
Формирование состава лиц, ГИА-9 обеспечивающих проведение ГИА-9 Исключить возможность возникновения конфликта интересов при формировании составов территориальных экзаменационных подкомиссий ГЭК ГИА-9, уполномоченных представителей ГЭК ГИА-9, руководителей и организаторов ППЭ, предметных комиссий, территориальных предметных подкомиссий, конфликтной комиссии, территориальных конфликтных подкомиссий Не публикуются составы уполномоченных представителей ГЭК ГИА-9, предметных комиссий и подкомиссий, руководителей и организаторов ППЭ
Формирование состава лиц, ГИА-9 обеспечивающих проведение ГИА-9 Не входят специалисты по сдаваемому учебному предмету в состав организаторов и ассистентов обучающихся с ОВЗ Не должны быть работниками образовательных организаций в которых обучаются экзаменуемые в данном ППЭ руководители и организаторы ППЭ, технические специалисты, специалисты по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, ассистенты обучающихся с ОВЗ
Порядок ГИА-9 При проведении экзамена обучающимся и лицам, обеспечивающим проведение ГИА-9, запрещается: иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, за исключением тех средств, перечень которых определяется Минобрнауки России по соответствующим учебным предметам; выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, копировать (в том числе фотографировать) экзаменационные материалы.
ГИА-9 Порядок проведения ГИА-9 Информируются о месте расположения ППЭ, в который они направляются, не ранее чем за 3 рабочих дня до проведения экзамена по соответствующему учебному предмету уполномоченные представители ГЭК ГИА-9 руководители и организаторы ППЭ, технические специалисты, специалисты по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ
36 Порядок ГИА-9 Лица, допустившие нарушение указанных требований или иное нарушение установленного порядка проведения ГИА-9, удаляются с экзамена. При установлении фактов нарушения обучающимся установленного порядка проведения ГИА-9 ГЭК принимает решение об аннулировании результата ГИА обучающегося по соответствующему учебному предмету.
«ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» государственное учреждение «Областного центра мониторинга качества образования» по вопросам подготовки и проведения ГИА- 9 : 8(3842) Сайт государственного учреждения «Областного центра мониторинга качества образования»