Таксономия Выглядит как …… Звучит как ………
Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение. Российский энциклопедический словарь Орфографический словарь русского языка
Термин " таксономия " ввел швейцарский ботаник О. Декандаль в 1813 году.
Б. Блум ( ). Блум обучался в Университет штата Пенсильвания, США, который окончил со степенями бакалавра и магистра. Затемон работал с очень известным специалистом в области образования Ральфом Тайлером (Ralph Tyler) в Чикагском университете, где в 1942 году получил докторскую степень в области образования. Они исследовал возможность создания классификации уровней мышления в процессе обучения. Б. Блум считал, что обучение – это процесс и что преподаватели должны разрабатывать такие уроки и задания, которые способствовали бы достижению учащимися поставленных целей. Важным вкладом Б. Блума в образование стали предложенные им уровни мыслительного поведения - от простого воспроизведения фактов на низшем уровне до процесса анализа и оценки на высшем.
Зачем нам нужны таксономии ? Запишите Ваши аргументы
Чтобы правильно ставить цели в обучении ; Чтобы правильно формулировать проблемы и задания для обучающихся ; Чтобы подбирать адекватные методы и инструменты оценивания ; Чтобы правильно проводить рефлексию по результатам обучения
Таксономия Б. Блума : Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий до самых сложных. Блум и его команда разработали иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней.
Таксономия Блума - это не просто схема классификации. Это попытка организовать различные мыслительные процессы как иерархию. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности учащегося работать на этом уровне или уровнях, ниже его. Блум считал, что при обучении и оценивании учащихся следует помнить, что учение - это процесс, и что преподаватель должен добиваться продвижения мыслительных процессов учащихся на более высокие уровни – уровни синтеза и оценки. Эта мыслительная область часто называется когнитивной ( познавательной ) сферой, поскольку она охватывает мыслительные процессы.
Таксономия Блума часто используется для написания результатов обучения, Результаты обучения – это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и \ или будет в состоянии продемонстрировать, учащийся по окончании процесса обучения
Результаты обучения фокусируются на достижениях учащихся, а не на преподавателя Результаты обучения фокусируются на том, что может продемонстрировать учащийся в конце учебной деятельности..
1 Знание Систематизировать, собирать, определить, описать, воспроизвести, перечислить, проанализировать, установить, категоризировать, запоминать, назвать, упорядочить, обрисовать, представить, ссылаться, вспомнить, распознавать, фиксировать, рассказать, соотнести, повторить, воспроизвести, показать, сформулировать, табулировать, сообщить.
2. Понимание Связать, изменить, классифицировать, построить, сопоставить, преобразовать, расшифровать, поддержать, описать, провести различия, распознавать, обсудить, оценить, объяснить, выразить, подвести итог, обобщить, выявить, проиллюстрировать, указать, сделать вывод, интерпретировать, систематизировать, изложить своими словами, прогнозировать, распознать, описать, переформулировать,, сделать ( критический ) обзор, выбирать, решать, переводить.
3. Применение Применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать, завершить, вычислить, построить, продемонстрировать, разработать, раскрыть, инсценировать, употребить, исследовать, проводить эксперимент, искать, проиллюстрировать, интерпретировать, манипулировать, модифицировать, эксплуатировать, организовать, применить на практике, предсказать, подготовить, создавать, соотносить, планировать, выбрать, показать, описать в общих чертах, решить, передать, использовать.
4. Анализ Анализировать, оценивать, систематизировать, связывать, противопоставлять, критиковать, обсуждать, вывести, провести различие, выделить,, подразделить, исследовать, провести эксперимент, определить, проиллюстрировать, делать вывод, проверять, собирать сведения, упорядочить, изобразить схематически, отметить, рассмотреть, соотнести, выделить, подразделить, проверить.
Проанализировать, почему общество считает определенные действия противозаконными. Сравнить, и противопоставить, различные модели электронного бизнеса. Обсудить, экономические и экологические последствия процессов преобразования энергии. Сравнить практику работы в классе начинающего преподавателя с практикой преподавателя с 20- летним стажем.
5. Синтез Аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать, составлять, строить, создавать, проектировать, развивать, разрабатывать, устанавливать, объяснять, формулировать, обобщать, порождать, интегрировать, изобретать, делать, управлять, изменять, организовывать, производить, планировать, подготавливать, предлагать, переделывать, реконструировать, соотнести, реорганизовать, пересмотреть, переписать, наладить, обобщить.
Выявить и сформулировать проблемы которые можно урегулировать с помощью решений для управления энергетикой. Предложить в устной и письменной форме решения комплексных проблем управления энергетикой. Обобщить причины и последствия российских революций 1917 года.
6. Оценка Произвести оценку, установить, аргументировать, оценивать, придать значение, выбрать, сравнить, делать вывод, противопоставить, убедить, критиковать, принять решение, защищать, провести различие, объяснить, составить мнение, ранжировать, интерпретировать, судить, доказывать, определять, прогнозировать, рассматривать, рекомендовать, судить, доказывать, определять, прогнозировать, рассматривать, рекомендовать, соотносить, разрешить ( проблему ).