ЛЕНД - ЛИЗ Выполнено ученицей 11 класса. ШСОШ Ореховой Натальи г. Предмет : История. Учитель : Фисенко Татьяна Абрамовна.
Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе, полное название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что: O поставленные материалы ( машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы ), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате ( статья 5) ; O переданное в рамках ленд - лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов ( в основном беспроцентных займов ).
O Положения ленд - лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрешенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США. O Всего поставки по ленд - лизу составили около $50,1 млрд ( эквивалентно примерно $610 млрд в ценах 2008 года ), из которых $31,4 млрд было поставлено в Великобританию, $11,3 млрд в СССР, $3,2 млрд во Францию и $1,6 млрд в Китай. Обратный ленд - лиз ( поставки союзников в США ) составил $7,8 млрд, из которых $6,8 млрд пришёлся на Великобританию и страны Содружества.
Следует отметить, что посылка американской и английской военной техники СССР приводила к необходимости снабжать его сотнями тысячами тонн авиационного топлива, миллионами снарядов для орудий и десятками миллионов патронов для пистолет - пулемётов и пулеметов ( отличающихся от применяемых в СССР калибров оружия ), запасными гусеницами для танков, запасными автомобильными покрышками, запчастями для танков, самолетов и автомобилей. Уже с 1943 г., когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы ( алюминий и проч.) и станки для советской промышленности.
Поставки из США в СССР можно разделить на следующие этапы: «пре-ленд-лиз» с 22 июня 1941 по 30 сентября 1941 (оплачен золотом) первый протокол с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 (подписан 1 октября 1941) второй протокол с 1 июля 1942 по 30 июня 1943 (подписан 6 октября 1942) третий протокол с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 (подписан 19 октября 1943) четвёртый протокол с 1 июля 1944, (подписан 17 апреля 1944), формально завершился 12 мая 1945, но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией, в которую СССР обязался вступить через 90 дней после окончания войны в Европе (то есть 8 августа 1945). Япония капитулировала 2 сентября 1945 года, а 20 сентября 1945 все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены.
Из обещанных Англией 800 самолётов и 1000 танков, которые СССР должен был получить в октябре - декабре 1941 г., поступило 669 самолётов и 487 танков. США с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. направили в СССР 545 самолётов, 783 танка, в 3 с лишним раза меньше обещанных, а также грузовые автомашины, то есть в 5 с лишним раз меньше, чем было запланировано. Основные маршруты и объём транспортированных грузов показаны в таблице ниже
Три маршрута тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои обеспечили в сумме 93,5 % общих поставок. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным. Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои. В июле-декабре 1941 года 40 % всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15 % отправленных грузов из-за деятельности Люфтваффе и Кригсмарине оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2 недель.
АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ : СКВОЗЬ ОГОНЬ И ПОЛЯРНУЮ НОЧЬ.
АРКТИЧЕСКИЙ КОНВОЙ 1943 ГОД.
{ Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации. Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors. В годы войны существовало ещё два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска Сибирь»), было переброшено 7925 самолетов. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации. Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors. В годы войны существовало ещё два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска Сибирь»), было переброшено 7925 самолетов. Студебеккеры в Иране по пути в СССР.
Прогноз погоды для перегонки американских самолетов по ленд-лизу.
Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжелой борьбе с общим врагом кровавым гитлеризмом. Значение поставок.
Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии. МАРШАЛ ЖУКОВ В ПОСЛЕВОЕННЫХ БЕСЕДАХ ГОВОРИЛ: Из донесения председателя КГБ В. Семичастного Н. С. Хрущеву; гриф «совершенно секретно» // Зенькович Н. Я. Маршалы и генсеки. М., 1997.
… когда к нам стали поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу. Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления. Да-а… задумчиво протянул Микоян. Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год- полтора лишних провоевали. ВЫСОКО ОЦЕНИВАЛ РОЛЬ ЛЕНД-ЛИЗА И А. И. МИКОЯН, ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ОТВЕЧАВШИЙ ЗА РАБОТУ СЕМИ СОЮЗНЫХ НАРКОМАТОВ (ТОРГОВЛИ, ЗАГОТОВОК, ПИЩЕВОЙ, РЫБНОЙ И МЯСОМОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, МОРСКОГО ТРАНСПОРТА И РЕЧНОГО ФЛОТА) И, В КАЧЕСТВЕ НАРКОМА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СТРАНЫ, С 1942 ГОДА РУКОВОДИВШИЙ ПРИЁМОМ СОЮЗНЫХ ПОСТАВОК ПО ЛЕНД-ЛИЗУ:
СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей : в автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 г. было 5,4 %, в 1944 г. в РККА 19 %, на 1 мая 1945 г. 32,8 % (58,1 % составляли машины отечественного производства и 9,1 % трофейные автомашины ). В армию поступило новых машин, из них 63,4 % импортных и 36,6 % отечественных. Основное пополнение армии автомобилями отечественного производства осуществлялось за счёт старых автомобилей, изъятых из народного хозяйства по мобилизации.
Во время боя
По другим данным, СССР получил по ленд- лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства), 1900 локомотивов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР) и вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн 606 тыс. автопокрышек (43,1 %),
Американский паровоз сделан по проекту Ленд-лизу.
610 тыс. тонн сахара (41,8 %), 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108 %).
СССР получил 427 тысяч автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945 года было выпущено лишь 265, 6 тыс. автомобилей и мотоциклов.
Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд - лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд - лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок : железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран - получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали.
Великобритания Объём долгов Великобритании перед США составил $4,33 млрд, перед Канадой $1,19 млрд. Последний платёж в размере $83,25 млн (в пользу США) и $22,7 млн (Канада) был проведён 29 декабря Китай Долг Китая перед США за поставки по ленд-лизу составил $187 млн. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику единственным законным правительством Китая, а следовательно, и наследником всех предыдущих договоренностей (включая поставки по ленд-лизу). Тем не менее, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от КНР) возврата долга по ленд- лизу [28]. Дальнейшая судьба китайского долга не ясна. Франция 28 мая 1946 года Франция подписала с США пакет договоров (известный как Соглашение Блюма-Бирнса)[38], урегулировавший французский долг за поставки по ленд-лизу в обмен на ряд торговых уступок со стороны Франции. В частности, Франция существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке.
СССР. Объём американских поставок по ленд-лизу составил около 11 млрд долларов США. На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности 2030 г., и сумма $674 млн. После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию (Ельцин, Козырев), по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн американских долларов. Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд лизу в $11 млрд долларов СССР, а затем Россией, было признано, а затем частично оплачено, $722 млн, или около 7 %.
И. В. Сталин. Черчиль С. У. Л. С.
Помог ли СССР ленд - лиз ? Безусловно, тем более, что позволил сконцентрировать промышленность на выпуск ной военной техники, которая была нужна в первую очередь, оставив на долю поставок от союзников второстепенные направления - ж. д., морской транспорт, сортовой прокат и т. д. Так же и в нефтепереработке позволил увеличить выпуск жизненно необходимой солярки оставив на долю союзников поставки высокооктанового бензина и бензина - сырца для реформенного на наших заводах. Высока роль ленд - лиза в получении станков и другого технологического оборудования. Сыграл ли ленд - лиз решающую роль в победе СССР в войне ? Нет, потому что основные поставки вооружения, оборудования и сырья пришлись на г., когда решающий перелом в войне уже был сделан. Позволил ли ленд - лиз приблизить День победы ? Думаю, что да. Точно так же, как и сберег не одну тысячу жизней советских солдат. Однако, ленд - лиз сберег намного больше жизней американских и английских солдат, потому что мощные наступления советских войск в Висло - Одерской, Берлинской, Будапештской операциях позволили оттянуть на себя главные силы немецкой армии, перемолоть их и обеспечить продвижение союзных войск на восток из Нормандии. Вывод.