Роль Международной Ассоциации «Развивающее обучение» в становлении и развитии российского образования ( годы) Воронцов Алексей Борисович 19 декабря 2014 года город Москвы
Цель: содержательная рефлексия пройденного пути Что мы такое сделали для того, чтобы не только нам было хорошо, но всему российскому образованию? И что мы сделали такого, отчего российскому образованию стало хуже? Что дальше? Куда мы можем или должны двигаться, чтобы нам было интересно и содержательно жить?
– Пермь-Краснодар-Нарва -Эврика
1992 год – Закон об образовании молодой России Один из важных принципов российского образования стал принцип ВАРИАТИВНОСТЬ 19 октября 1994 год – образование МАРО Главная наша особенность – создано реальное сообщество ученых, педагогов, управленцев, которое в деятельности через систему проектов развивает в массовой практике идеи РО
1996 год, декабрь – коллегия Министерства образования РФ Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; Образовательная система Л.В. Занкова; Традиционная образовательная система - три параллельные системы начального образования в РФ 1996 год – январь фестиваль школ РО, март Первая Олимпиада РО, дистанционный Турнир первоклассников школ РО (г. Набережные Челны) 1998 год – все взяли пример с системы Эльконина-Давыдова, Занкова – появились учебно-методические комплекты. С этого момента как «грибы» начали создаваться новые УМК «Школа-2000», «Гармония», «21 век», «Школа России» и т.д. (за 3 года возникло 8 УМК, сейчас 13) 1998 год – пик развития РО – почти 10% Эльконина-Давыдова, 30% - Занкова 1998 год – «министерская контрольная работа» по математике, русскому языку и окружающему миру в школа РО. Более 3,5 тыс детей писали эти работы. МИФ об отсутствии навыка в классах РО был разрушен!!!
год – проект «Подростковая школа»- руководитель проекта Б.Д. Эльконин «У системы РО есть еще одна, на мой взгляд, роль. Эта система стала системой развития и образования тысячи педагогов, которые на волне реформы школы, почувствовав возможность строить новую школу, нашли именно в РО ту самую методологическую основу, на которой можно строить новую педагогику» (А.Адамский) Федеральная экспериментальная площадка МОН РФ: 76 школ, 7 предметов, более 1000 учащихся Победители Конкурса НФПК « Учебники нового поколения». К 1 сентября 2005 года – вышли учебные пособия для 5 класса
2004 год (февраль)– встреча с министром образования РФ В.М. Филипповым Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, С.Ф. Горбов при поддержке первого заместителя министра образования РФ В.А.Болотова встретились с Министром на предмет поддержки РО в основной школе. Было подготовлена на основе встречи программа действий, подписанная Министром, но апрель 2004 – смена власти
МАРО инициировала письма Департамента госполитики в образовании МОиН РФ по поддержки учебных пособий для основной школы Письмо от , от о том, что учебные пособия могут быть использованы без рекомендаций Министерства образования и науки РФ. «Закон «Об образовании» (1992 года) не устанавливает каких-либо ограничений в части использования школами учебных изданий (учебных пособий хрестоматий, практикумов и тп) без рекомендаций федеральных государственных органов управления образованием» ФЗ 273 от закрепил эту норму в новом Законе об образовании в РФ.
И-ЭУ-75 МОиН РФ Федеральный центр экспертизы Председателю Правления МАРО, гендиректору ОИРО «В соответствии с приказами МОН РФ 141 от , 107 от , а также на основании решения Президиума Федерального совета по учебникам от ВАША организация назначена дополнительно в РАО и РАН в качестве экспертной, имеющей в своем штате специалистов соответствующего профиля и квалификации, обладающих опытом проведения экспертизы учебных и научных материалов» НИ ОДНА ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ТО ВРЕМЯ НЕ БЫЛА удостоена такой ответственной роли – 2007 год – экспертная организация
2006 год Экспериментальная площадка «Разработка модели шестилетней начальной школы» вокруг ЭУК «Школа развития»
– проект «Программный комплекс «КОД» за период – пробовали более 50 школ, а стала необходимым элементом ОП в нескольких – 2009 года – проект «Подростковая школа – 2» - построение сетевого сообщества учителей и учащихся…» Ассамблея подростков 2007 – 2013 год - «Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе (под руководством П.Г. Нежнова)
2008 год – конкурс методических материалов в образовательной системе Эльконина- Давыдова На второй тур (очный) прошли 36 проектов от педагогов школ РО 14 декабря 2008 год – финал конкурса 1 место – г. Невинномысск 2 место - г. Новоссибирск 3 место - г. Уфа 4 место – г. Ижевск 5 место – г.Пенза
– комплексный проект модернизации образовательного процесса (КПМО) – оценка качества Январь 2008 – Предложения МАРО по реализации Национального приоритетного проекта «Образование» 2008 – 2009 годы – разработка совместно с ИПОП «Эврика» альтернативного стандарта годы – сетевая экспериментальная площадка МАРО «Содержание и организация учебного процесса в условиях ИКТ- насыщенной образовательной среды образовательных учреждений РО» (16 ОУ)
2009 год – сетевая инновационная площадка МАРО «Пилотное введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 47 образовательных организаций Армавир, Агинское, Братск, Дульдурга, Казань, Калининград, Каменск-Шахтинский, Кирово-Чепецк, Когалым, Кемерово, Мегион, Москва, Междуреченск, Мирный, Мценск, мыски, Набережные Челны, Новокузнецк, Ногинск, Осинники, Пермь, Прокопьевск, Самара, Саров, Сургут, Улан-Удэ, Чебоксары, Уфа, Южно-Сахалинск
2010 – статус сетевой федеральной инновационной площадки МОиН РФ (1819 от ) «Создание школьной системы оценки качества общего образования» 2010 – совместно с ИПОП «Эврика» разработка примерной образовательной программы основного общего образования (заказ МОиН РФ)
2011 – инициатива МАРО по проведению мониторинга «отчетности» школ в РФ для МОиН РФ 2012 – декабрь – СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве между Министерством образования и науки РФ и МАРО (И.М. Реморенко и А.Б. Воронцова) Предметом Соглашения является сотрудничество Сторон по следующим направлениям: -совершенствование содержания общего образования; -участие в разработке вариативного сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов; -участие в создании общероссийской системы оценки качества общего образования, в том числе разработка КИМов; -участие в разработке показателей для рейтинга ОУ; (опубликовано на сайте ОИРО) -совершенствование системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников
– проект «Сетевая старшая школа»
2012 – появление неформальной организации «Авторский клуб» Форма взаимодействия авторов и школ, отдельных креативных, творческих людей. Свободное общение, взаимодействие позволили запустить ряд проектов для РО: биология, физика, детские клубы, литература и тд.
Итак, основные направления влияния МАРО на российское образование 1. После нас в НШ появились УМК, где сделана попытка на общих основаниях, принципах построить систему учебных предметов; 2. ФГОС на системно-деятельностном подходе, формирующее оценивание. 3. Всероссийская система оценки качества общего образования (уровневый, операциональный, критериальный характер КИМы). Описание образовательных результатов (особенно метапредметные результаты),диагностика 4. Примерная ООП на ФГОС основного общего образования. 5. Индивидуализация, индивидуальные маршруты, ИОП, сетевые проекты. 6. Учебное сотрудничество (малые группы) через «Введение в школьную жизнь», образовательный модуль «Первый раз в первый класс», образовательные модули, проектные задачи, концентрированное обучение 7. Особая форма повышения квалификации (автор-учитель) 8. Детская программа. Наша олимпиада «идет» по стране.