ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
ЧТО ЭТО? Портфолио (от франц. Porter – излагать, формулировать и Folio – лист, страница) – досье собрание достижений
Визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации… Досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста. Портфолио может представлять собой:
История: Понятие «Портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV – XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую назвали «Портфолио».
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80 – х годов в Соединенных штатах Америки.
Портфолио – это одна из наиболее приближенных к реальному состоянию, форм оценивания, которая ориентирована на процесс самооценивания.
Школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания личности. Одним из таких средств может стать портфолио учителя, который может рассматриваться как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы.
Портфолио учителя: Оформляется в папке – накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или председатель методического объединения.
Портфолио нужно вести параллельно по нескольким разделам: Раздел 1. «Общие сведения об учителе» Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности» Раздел 3. «Научно-методическая деятельность» Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету» Раздел 5. « Учебно-материальная база»
Образец титульного листа: Министерство образования Иркутской области Департамента образования г. Иркутска МОУ СОШ ПОРТФОЛИО Учителя (предмет) (фамилия, имя, отчество) Иркутск, 200
Процедура презентации портфолио: Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее, чем за две недели до квалификационного испытания. 1-2 эксперта, назначенные председателем экспертной группы, рассматривают представленные материалы и пишут рецензию.
В рецензии указываются: Соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию; Полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого; Положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности; Оценка работы; Другие вопросы по усмотрению рецензента.
Защита портфолио проводится в несколько этапов: Презентация портфолио. Ответ на вопрос по существу представленных документов Ознакомление аттестуемого учителя по замечаниям рецензентов. Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы. Доведение до аттестуемого выводов и рекомендаций экспертной группы.
Презентация: Презентация – (от лат. Presentation – представление, предъявление) – официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная демонстрация чего – либо.
Презентация портфолио: Это форма аттестационного испытания, в ходе которого аттестуемый учитель представляет экспертной группе свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности. Для презентации методического портфолио аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности.
Считается, что презентация была успешной, если она соответствовала содержанию портфолио.
Выводы и рекомендации членов экспертной группы, определяющие степень реализации педагогом своих профессиональных интересов, возможности и способности к дальнейшему развитию, доводятся аттестуемому.