1837 год – год 25-летия Бородинского сражения. Михаил Юрьевич Лермонтов пишет балладу «Бородино» Михаил Юрьевич Лермонтов пишет балладу «Бородино» Почему.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К уроку литературы в 5 классе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс»
Advertisements

М.Ю.Лермонтов – великий русский писатель ( гг.) С детских лет Лермонтов воспитывался в атмосфере «священных преданий» об Отечественной войне.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия.
«- Скажи-ка, дядя…» - … ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит.
БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся.
БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит.
Подготовил ученик 2-а класса Кожевников Александр Классный руководитель Остапенко Ж.Б. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!
БОРОДИНСКАЯ БИТВА 1812 Бородинская битва, самим Наполеоном названа битвою гигантов, была самым торжественным, самым трагическим актом Великой драмы 1812.
Бивак стоянка войск в поле для ночлега или отдыха. Добраться до картечи начать обстреливать врага картечью артиллерийскими снарядами. Драгун.
ЦДО "Эврика", 2010 Цифровая литературно-музыкальная композиция на стихи М.Ю. Лермонтова «Бородино» с фрагментами панорамы «Бородинская битва»
БОРОДИНО Михаил Юрьевич Лермонтов Выполнил работу Егор Новиков МАОУ лицей 5 5А класс г. Советск.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия.
Анализ стихотворения Как построено стихотворение? Как построено стихотворение? Кто герои произведения? Какие чувства владеют ими во время боя?
Художественный анализ сцены Бородинского боя (Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»).
Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. « В этом сражении французы снискали себе славу быть победителями, а русские– быть непобедимыми» Наполеон.
Литература 5 класс. Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». МОУ «Карсинская СОШ» Солодовникова Н.П.
Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г..
Математическое моделирование Интегрированный урок математики, истории и литературы для 8 класса Мухаметова Лилия Магфуровна учитель математики ГБОУ школы-интерната.
И память - темную печаль - потомкам нашим не забыть оставить ».
Транксрипт:

1837 год – год 25-летия Бородинского сражения. Михаил Юрьевич Лермонтов пишет балладу «Бородино» Михаил Юрьевич Лермонтов пишет балладу «Бородино» Почему не торжественное стихотворение, а баллада, непривычная по композиции, образам и стихотворному строю?

Что мы знаем о Бородинском сражении?

Бородинская битва Бородинская битва – одно из величайших сражений Отечественной войны и всей эпохи наполеоновских войн – разыгралась 7 сентября (26 августа) в 108 верстах от Москвы по Смоленской дороге.

На Бородинском поле сошлись в ожесточенной схватке две армии: русская армия под командованием генерала Михаила Илларионовича Кутузова и Великая армия императора французов Наполеона Бонапарта. В этой грандиозной битве участвовало с обеих сторон около 300 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях. 24 августа разгорелся ожесточенный бой в районе деревни Шевардино.

Найдите строки, соответствующие иллюстрациям -Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие!

Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью!

Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Как особенности стихотворной речи помогают охарактеризовать рассказчика? В чем необычность стихотворной речи? Кто рассказчик в балладе? Почему Лермонтов выбирает простого солдата, а не офицера? Какие еще особенности произведения подтверждают, что рассказчик – простой солдат? В какой момент повествования солдат говорит уже не о себе, а о русских воинах? Какую мысль подчеркивает этот переход от «Я» к «Мы»?

Почему в балладе нет конкретных образов, например, военачальников, героев Бородинского сражения? В балладе есть образ одного безымянного офицера. Кто это? Найдите слова, которые его характеризуют. Почему в речи полковника трижды повторяется слова «умереть», «умирать», в этой же строфе дважды звучит слово «Москва»? Какую «клятву верности» сдержали солдаты?

Чем необычна композиция баллады? Найдите пейзажный зачин, развитие действия, кульминацию. Почему в балладе собственно сражению посвящено 3 строфы, а предыдущим дням – 7 строф? Какими словами рассказчик описывает дни, предшествующие Бородинскому сражению? На какие строфы делится баллада? Какова рифмовка в этих строфах? Почему?

В какой строфе разговорная речь приобретает книжную окраску и появляется первая метафора? Какие части речи преобладают в описании предшествующих дней и самого Бородинского боя? Для чего это нужно автору? Какими словами передается отношение автора к французам? Меняется ли оно в повествовании? Какие приемы еще используются в балладе (изображение ночи перед боем, описание сражения)?

Почему рассказ солдата начинается и заканчивается одними и теми же словами? Какое значение имеет фраза «да, были люди в наше время – не то, что нынешнее племя, богатыри – не вы!». В чем смысл этого противопоставления? Найдите строфу, в которой выражается главный смысл всего произведения?

Главный вопрос: Почему же поэт создает не торжественное стихотворение, а балладу, героями которой стали простые солдаты, «богатыри – не вы», а сам стиль напоминает напевную народную песню?

Домашнее задание: Почему баллада «Бородино» – это не только героическое, но и патриотическое произведение?