Цели урока: 1. Сформировать у учащихся целостное представление об Ассирийской державе. 2. Разобрать причины возникновения и гибели. 3. Развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, понятиями. 4. Способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать, анализировать. 5. Воспитывать интерес к предмету.
Объясните, почему Ассирию называли страной железа и крови, страной замечательных культурных памятников и жестоких завоевателей?
Задача: «В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно III тысячи лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук». - Предположите, почему железных изделий так мало? железный кинжал железный браслет священный жук
Обратите внимание на эти данные, какие выводы вы можете сделать? Египет – медные орудия. Вавилонское царство – бронза. Ассирия – железо.
ЖЕЛЕЗО достоинства и недостатки Прочный материал Стоит дешёво Встречается чаще в природе. Нужны специальные печи для обработки. Особые навыки кузнецов. Используя карточки, определите достоинства и недостатки железа: ЖЕЛЕЗО достоинства и недостатки Прочный материал+ Стоит дешёво+ Встречается чаще в природе.+ Нужны специальные печи для обработки. - Особые навыки кузнецов.- Ответы:
Карточка 1 для 1 группы: Определите, кто из вас будет отвечать на вопросы, кто будет работать с понятиями, встречающимися в тексте, кто будет работать по карте, если это потребуется, кто будет помогать работать с учебным материалом: Используя карту учебника на странице 82 и материал учебника страницы 83, пункт 2 «Ассирийское войско», 1 абзац ответьте на вопросы: -Определите местоположение Ассирийской державы? -Охарактеризуйте особенности природно-климатических условий? - Назовите основные занятия ассирийцев?
Карточка 2 для 2 группы: Определите, кто из вас будет отвечать на вопросы, кто будет работать с понятиями, встречающимися в тексте, кто будет работать по карте, если это потребуется, кто будет помогать работать с учебным материалом: Используя материал учебника, страница 83 пункт 2 «Ассирийское войско» и иллюстрации на страницах 82, 83, 84, 85 ответьте на вопросы: -Чем была вооружена армия Ассирии? -Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся? - Какие новые средства они использовали во время боя?
Карточка 3 для 3 группы: Определите, кто из вас будет отвечать на вопросы, кто будет работать с понятиями, встречающимися в тексте, кто будет работать по карте, если это потребуется, кто будет помогать работать с учебным материалом: Используя материал учебника на странице 84, пункт 3 «Завоевания ассирийских царей» и карту на странице 82, ответьте на вопросы: - Какие страны были завоёваны ассирийскими царями? -Как поступали ассирийские цари и воины с завоёванными народами? - Цари, какой известной вам страны также активно вели военные походы?
Работа с историческим источником: «Салманасар III – царь Ассирии вёл борьбу с государством Урарту. Он приблизился к царскому городу Арзашку. Царь урартский испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы он поднялся; за ним поднялся и я, сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг своим оружием, стрелы туч пролил над ними дождём, кровью окрасил я горы, его лагерь я захватил, его колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество и богатую добычу привёл я с гор. Своей могучей силой я раздавил его страну, поселения превратил в развалины и сжёг огнём». -С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы? -Что забирали они с собой в качестве добычи? - Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?
Беседа по вопросам: -Скажите, так почему Ассирию, называли страной жестоких завоевателей? - Благодаря чему ассирийцы смогли захватить огромное количество государств и народов?
После военных походов Ассирия превратилась в могущественную державу. Что такое держава? Найдите в учебнике на странице 84 Держава – это большое и сильное государство.
1 группа (1 ряд): Найдите ответ на странице 84 учебника Власть Ассирии вызывала всеобщую ненависть. «Логово льва» - так называли порабощённые народы Ассирии, а её столицу Ниневию нарекли даже городом крови. Повсюду раздавались проклятья жестоким поработителям. Даже в Библии говорится: «Горе кровавому городу, он весь полон обмана и убийств, в нём не прекращается разбой…» -И вскоре такая огромная держава прекращает своё существование. Почему? Прочитайте материал учебника на странице В каком году пала столица Ассирии город Ниневия? Как? Ашшурбанапал Последний ассирийский царь
2 группа (2 ряд): Ребята прочитают материал учебника на странице 85, пункт 4 «Царский дворец». -Какими достопримечательностями была знаменита Ассирия? - -Кто охранял вход в царский дворец ? Шэду – крылатый бык. - Чем был украшен царский дворец? 3 группа (3 ряд): Ребята прочитают материал учебника на странице 85, пункт 3 5 «Библиотека глиняных книг». -Как звали последнего царя ассирийской державы? - Чем он был знаменит?
Можно ли Ассирию назвать страной замечательных памятников культуры и искусства? Закрепление материла: -Благодаря, чему ассирийцы смогли создать такую огромную, сильную державу? -В каком году распадается Ассирия? -Почему эта держава распадается? - Какие памятники культуры Ассирии вы запомнили?
Объясните, почему Ассирию называли страной железа и крови, страной замечательных культурных памятников и жестоких завоевателей?
Историческая чехарда: Карточки с заданиями: 1. Год захвата и падения Ниневии. 2. Государство севернее Вавилона. 3. Руда: твёрдая, дешёвая, часто встречается. 4. «Логовище льва». 5. Крылатый бык 6. Ассирийский царь 7. Орудие для разрушения стен. 8. Войско всадников. 9. Большое и сильное государство. Карточки с ответами – должны быть расположены неверно, чтобы ребята могли их правильно сопоставить с 1-м рядом 612 г. до н.э. Ассирия железо Ниневия Шэду Ашшурбанапал таран конница держава
Рефлексия: Сегодня я узнал… Я понял, что … Теперь я могу…
Домашнее задание: 1. Параграф 18; 2. Ответить на вопросы на странице 86; 3. Нарисуйте рисунок, составьте рассказ «служба в войске» или составьте диалог «встреча египетского и ассирийского воинов и их рассказ друг другу о службе, войске и завоеваниях».