Культура – это образование умственное и нравственное. В.И. Даль. Культура (лат. culture) – возделывание, обработка, улучшение. Культура Духовная Материальная
Збручский идол, найденный в середине прошлого века и хранящийся в музее Кракова. Идол с р. Збруч (приток Днестра) / представляет собой высокий (2,7 м) 4- гранный столб, на каждой из 4 сторон которого изображены различные фигуры, расположенные 3 ярусами. Предполагается, что 3 горизонтальных яруса изображений символизируют деление вселенной славянами на небо (мир богов), землю (мир людей) и подземный мир, таинственные обитатели которого держат на себе землю. Верхняя часть столба - общая для 4 богов шапка. Под ней в рост изображены 4 фигуры. На главной лицевой стороне-богиня плодородия. Около идола располагался жертвенник-круг, сложенный из булыжников. Ров образует 8 дугообразных лепестков. В каждом из них во время праздника горел ритуальный огонь.
Открытость и синтетичность древнерусской культуры Опора культуры на народные истоки и восприятие Переплетение христианских и народно-языческих влияний Русская Культура Характерные черты Стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании Народность, цельность, простота в искусстве Изящество, глубокое гуманистическое начало в архитектуре Мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи Постоянное биение пульса, исканий, сомнений, страсти в литературе
Высоконравственный человек, чуждый властолюбию и тщеславию Связь души и тела Взаимоотношение духовной и светской власти Место Руси в мировой истории, связи с окружающими народами Единство Руси Смысл жизни, гармоничность человека, идеальный правитель Основные идеи
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ ЖИТИЯ ХРОНИКИ ПОВЕСТИ ЛЕТОПИСИ ЖИТИЕ БОРИСА И ГЛЕБА ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
«Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII в. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.
Многоярусность строений Увенчанность строений башенками и теремами Наличие пристроек Художественная резьба по дереву Крестово-купольные В основе квадрат, расчлененный четырьмя столбцами Прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест Деревянная архитектура Русь языческая Каменная Архитектура Русь христианская ЦЕРКВИЦЕРКВИ
Крестово-купольный храм тип христианского храма, возникший в Византии, использовался в храмовом строительстве Киевской Руси. Четыре, шесть и более столпов в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть имела выступы – апсиды, составляющие алтарь храма, в западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находился князь с семьёй. Алтарь отделён от зала перегородкой с иконами (иконостас).
Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве - главный православный храм домонгольской Руси. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. Первоначальная София Киевская была деревянной, и только несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.
Пантократор и архангелы. Богоматерь Оранта. Мозаика в главном алтаре. Интерьер Софийского собора Интерьер Софийского собора СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В КИЕВЕ
Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси, новгородская София лишь на несколько лет моложе Софии Киевской. Построенный в годах князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, Софийский собор уже с 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской вечевой республики: "Где Святая София - тут и город!"
УСПЕНСКИЙ СОБОР ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА-НА-НЕРЛИ
Христианство, оказав мощное влияние на русскую культуру, особенно в области литературы, искусства, так и не сумело преодолеть языческих истоков русской культуры. ПОЧЕМУ ?
ЖИВОПИСЬ
Христос Иерей. Мозаика Софийского собора Архангел. Софийский собор. Мозаика в куполе. деталь
Император и придворные. Собор Святой Софии. Киев. Фреска в южной башне. Деталь. Фреска с изображением свв Елены и Константина. Собор Святой Софии. Новгород.
Богоматерь Знамение. Вторая половина XII в. Новгородская школа. Богоматерь Знамение. Вторая половина XII в. Новгородская школа. Спас Нерукотворный е гг. XII в.
ПЕСНИ СКАЗАНИЯ ПОСЛОВИЦЫПОГОВОРКИ СКАЗКИ БЫЛИНЫ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ Художественная культура России. Л.А. Рапацкая. М.2002 г. Искусство средневековой Руси. Сборник статей. Под ред. Л.А. Шенникова. М г