Крапчатова В.Л. ГОУ СОШ 1148 с этнокультурным русским компонентом Им. Ф.М. Достоевского
Документы Иллюстрации Статистические данные Карты Видиодокументы Аудиодокументы
Определение автора Выявление главной мысли Чтение дополнительной литературы конспектирование Ориентация на готовую историографию Источник воспринимает ся как нечто ненужное неинтересное
Вызвать интерес к источнику, как важному элементу познания прошлого; Профильная подготовка в ВУЗ; Использование источника как образовательного ресурса в соответствии с ФК ГОС по истории в старшей школе.
Виды исторических источников: Текстовые (печатные и устные) Наглядные вещественные В профильной школе чаще всего используем письменные источники, обладающие научно- историческим статусом, т.е. документы.
Средство познания исторической действительности; Документы эпохи - ключевые тексты; Принцип «противоречия материала»; Система проблемных вопросов и заданий.
Позиция современника Позиция потомка Позиция скомороха Позиция иностранца
Необъективность оценок; Сводится к описанию событий; Редкая критика.
Позволяет дистанцироваться, быть менее эмоциональным; Быть наблюдателем; Активная интерпретация и оценка событий; Но « исторический суд, который вершат школьники, вещь заманчивая и опасная»; Использовать язык современной историографии.
Рассмотрение событий текста с позиций выделения негативного и позитивного.
Дает возможность иного взгляда на собственную культуру; Возможность сравнения собственной точки зрения с позицией иностранцев; Акцентирование на несовпадении данных позиций.
Выделение главной мысли Освоение текста 1 уровень Работа непосредственно с документом формулярный этикетный лингвистический стилистический 2 уровень Творческий Работа с внетекстовой информацией.
1 этап. приемы Комментиро вание текста Доказате льное чтение Самостояте льное чтение Проблема истины
Сочинения-эссе Миниатюры Ролевые игры Реконструкция прошлых событий Стилизация событий изучаемой эпохи Реконструкция образа автора изучаемого документа Второй этап. Методы.
Диалогичность; Наличие определенного замысла; Работа с репликами учащихся; Внеаудиторная работа (т.е. продолжение в проектной деятельности).
Побуждение исторического самосознания учащихся; Восприятие текста как источника исторического знания; Освоение приемов критики источника; Интерпретация источника: понимание исторического времени и пространства; Развитие индивидуального стиля мышления учащегося;
Невская битва. Поединок Александра Невского и Биргера Ф.А. Моллер