Герои славянских сказаний презентация
«Вспомним, братья, Руси славу…»
Евпатий Коловрат легендарный русский богатырь, боровшийся против татаро монгольских завоевателей в 13 в. О борьбе рязанского «вельможи» Е. К. и его «полка» (численностью в 1700 чел.) после взятия татарами Рязани (1237) рассказывается в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» (1-я половина 14 в.), в которую этот сюжет проник, очевидно, из народного эпоса. «Повесть» прославляет силу, отвагу и патриотизм Е. К. и его сподвижников («храбров»). В некоторых списках «Повести» указывается отчество Е. К. Львович.
СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ отождествляется с исполином - Громовником (Тор или Перун), обитавшим в святых горах, т.е. тучах. Сила его необычайная. Самому Громовнику не всегда совладать с этим богатырем титанической породы.
Святогор и Илья В предания христианского периода Святогор был побежден Ильей Моравцем- Муромцем
Три богатыря
Илья Муромец (Илья Муровец, Илья Мурович, Илья Моравец, Илья Муравлении, Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшенка, Илюха, Илейко, Илья Иванович, Илья свет Иванович) мифологизированный образ главного героя- богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, связанные с ним, складываются в былинный цикл. Именно он совершил наибольшее количество подвигов. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, надежность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие.
Илья Муромец Илья Муромец, или Илья Муровец (полное былинное имя Илья Муромец сын Ивана, или Илья Муровец сын Ивана) один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, народный заступник. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Российскими историками считается, что родина Ильи Муромца село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова…»).
Илия Печерский Есть несколько предположений об исторических прототипах былинного героя. По наиболее известной из версий, им был преподобный православной церкви Илия Печерский.
Добрыня Никитич Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь. Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич воин. К. Васильев. Бой Добрыни со Змеем
Добрыня Никитич В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: он часто оказывается при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя. Его «вещество», знание манер постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, выходит победителем в стрельбе.
Алёша Попович АЛЕША ПОПОВИЧ мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алеша Попович сын ростовского священника. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие - с другой.
АЛЕША ПОПОВИЧ Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича; он хвастлив, кичлив, лукав и увертлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение. Прообразом его был знаменитый воин времен битвы при Калке.
Микула Селянинович Пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «Мать сыра земля». Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда и сословного статуса.
Былина «Вольга и Микула» В былине крестьянин Микула Селянинович посрамляет князя с его дружиной, которые на конях не могут угнаться за его плугом, не могут вытащить оставленный им в земле сошник.
Василий Буслаев Новгородский богатырь, который ведет себя «неправильно», поступает вопреки принятому порядку, нарушает запреты, не верит в предсказания. Он обладает истинно богатырской силой, которая дана ему от рождения, досталась от отца. Но силу эту Василий употребляет по- своему и в конце концов гибнет.
Александр Пересвет Пересвет (Александр) - инок Троице-Сергиевой лавры, до пострижения боярин, родом из Брянска; участвовал вместе с Ослябей в Куликовской битве и пал в единоборстве с татарским богатырем Челубеем. В Русской православной церкви причислен к лику святых.
Полкан Богатырь чудного телосложения. Он до половины был муж, а от пояса до низа конь. Бегал крайне быстро; облечен был в латы; сражался стрелами. Он охранял солнечных коней Святовида, коней богов солнца или бога-громовержца. Аналог мы встречаем в греческой мифологии под названием «кентавры.
Бова Королевич Бова Королевич, герой русской волшебной богатырской повести. Преодолевая различные препятствия, Бова Королевич добивается прекрасной царевны Дружевны, совершает подвиги, проявляет чудеса храбрости. Образ Бова Королевича прочно вошёл с 18 в. в русский фольклор и лубок. Лубочные сказки о Бова Королевиче выходили сотнями изданий с конца 18 в. вплоть до начала 20 в. Обработка повести о Бова Королевиче сделана А. Н. Радищевым. А. С. Пушкин оставил несколько набросков к поэме «Бова» (1814).
Использованные материалы buslaevich.htmlhttp://slavyans.narod.ru/herous/vasiliy- buslaevich.html html Воинские повести Древней Руси. М. Л., %D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8% D0%B9http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/86425/%D0%9 5%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8% D0%B / / / /