Знатоки детского фольклора Далматовская средняя общеобразовательная школа 2
Проблемный вопрос Какую роль играет фольклор в жизни человека?
Цели исследования 1. Дать определение детского фольклора (красочно оформить на отдельном листе). 2. Определить жанры, привести примеры (красочно оформить, исполнить). 3. Выявить взаимосвязь детского фольклора и школьного сленга.
Ход исследования Кто сегодня не знает загадок, считалок, сказок и перевертышей. У каждого взрослого и даже маленького человека есть на памяти колыбельная песня или частушка, дразнилка или поддевка. Почему так происходит? Да потому, что создателем этих дивных произведений является народ.
Детский фольклор В житейском обиходе всю эту детскую «шумиху» взрослые называют «пустой ребячьей забавой». На самом же деле это не пустая трата времени. Это первые ростки познания ребенком родного языка, взаимоотношений с окружающими, свой взгляд на мир, запечатленный в слове.
Определение Детский фольклор в узком значении – это произведения устного народного творчества, которое рассказывают сами дети; в широком значении – это весь фольклор, связанный с детством человека.
Жанры детского фольклора В детском фольклоре огромное множество жанров, но мы остановимся на нескольких из них, которые особенно распространены в Зауралье. Прибаутки Колыбельные песни Дразнилки Считалки
Прибаутки Прибаутки от глагола «баять» - складные приговорки, в которых встречается и острое словцо, и диалог, и неожиданный поворот событий. Своим содержанием прибаутки напоминают маленькие сказочки: что ни прибаутка – то своя история. Чаще всего здесь действуют животные, которые ведут себя как люди. Благодаря этому маленький ребенок, играя, узнает о большом мире.
Прибаутки Идет коза рогатая, Идет коза богатая. Ножками –топ-топ, Глазками – хлоп-хлоп – Кто кашки не ест, Молочка не пьет – Забодает, забодает, забодает. Бежит зайка – горностайка, Приступат на пятки. - Надо, надо мне бежать К ловушку на свадьбу. Волк – от Федя.мне- ка дядя, Побегу скорее.
А еще прибаутки – это красочные яркие словесные картинки, которые составляют мир повседневных впечатлений ребенка. Тетушка Ульяна, Где была – гуляла? Садись-ка ты в сани, Поедем-ка с нами В новую деревню. В новой-то деревне Дивное диво Уточка-то в юбке, В синем полушубке, Корова в рогожке, Петушок в сапожках, Курочка в сережках. Из-за лесу, из-за гор Идет дедушка Егор. Его девушки любили, Кашей масляной кормили. Каша масляная. Ложка крашеная: Ложка гнется, Нос трясется, Душа радуется.
Колыбельные песни Колыбельные песни – древний жанр, восходящий к заговору, в них упоминаются такие мифологические божества, как Дрема, Угомон, которые ходят по полу и лавочкам. Колыбельные песни наполнены образами животных, птиц, зверей, окружающих ребенка. Он их не боится, да и они видят в нем своего.
Баю – баю –баю – бай. Пойди, бука, под сарай. Пойди, бука, под сарай Да коням сена надавай. Кони сена не едят - На татарина глядят. А татарин – басурман Посадил девку в карман, Девка голосом ревет, Свои волосы дерет, На полечку кладет. Люли, люли, люли, Прилетели гули, Сели в красных ботах На резных воротах. Люли, люли, люли, - Что вам нужно гули? - Дайте нам горошку И пшена ладошку И еще пшеницы, И воды в корытце, Баю, баю, бай, бай, Ты, собаченька, не лай. А ты, волк, не гуди, Мою детку не буди. Моя, детонька, усни, Сладкий сон тебя возьми
Считалки Считалки – короткий стихотворный счет с четким скандированием слогов. Распространены считалки – числовки и заумные считалки, в которых пересчитывание происходит при помощи заумных слов.
Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять – Выплывает белый месяц. Кто до месяца дойдет, То и прятаться пойдет. Эни – бени, рики – таки, Тарба – арба, сентебряки. Деу, дэу, краснодэу, Бац! Эни – бени, рики – таки, Тарба – арба, сентебряки. Деу, дэу, краснодэу, Бац! Азин, двазин, Тризин,лизин, Пята, лата, Шахтан, бахтин, Чурик, тюк…
- Заяц белый, Куда бегал? - В лес зеленый. -Чего делал? - Лыко драл - Куда клал? - Под колоду - Кто украл? - Родион. - Выйди вон! Первинчики – другинчики, Летели голуби чеки По утренней росе, По зеленой полосе. Здесь яблоки, орешки, Медок, сахарок – Поди вон в уголок. Сидели два мишутки На маленькой скамейке. Один читал газету, Другой месил муку, Раз ку-ку, два ку-ку Оба шлепнулись в муку. Шла машина легковая Задавила Николая Николай кричит: «Ура! Помогите, доктора».
Дразнилки Дразнилки. Откуда такой жанр детского творчества? Что его обусловило? Трудная жизнь? Беспомощное сознание? Инстинктивная самозащита и самоутверждение? Природные зло и зависть?
Определение Дразнилки – это сатирический жанр фольклора, построенный на языковой игре. Он развивает в деталях сообразительность, умение внимательно слушать друг друга. При всей негативности обычай дразнить и высмеивать неприятелей развивал чувство юмора и открытость в выяснении отношений, прямоту в обсуждении недостойного поведения.
Дразнилки Андрей – воробей на коне катается, все колени ободрал – без штанов остался. Антон баню продает, Антониха не дает, Антонята плачут, По Крутихе скачут.
Ах ты Рюра – Нюра! Тебя вошка родила, Поп крестил, В Исеть спустил. А у Ваньки на носу Едят черти колбасу. Ванька машется Черти прячутся.
Вова – Вова – карапуз Съел у бабушки арбуз, Бабушка ругается, Вова отпирается: - Это, бабушка, не я, Это кошечка твоя.
Детское народное творчество: Это целый мир со своими внутренними законами, этическими и эстетическими нормами. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему. Заимствуя опыт взрослых, дети по-своему его переосмысливают, потому что мысль ребенка связывается с конкретными ситуациями, конкретными образами. Наверное в этом ключ к тайнам детского народного творчества.
Используемые материалы Фольклор и литература Зауралья. Часть первая. Курган,2000. «Ехал Сенька по воду. Детский фольклор Шадринского края.» Шадринск, «Загадки, считалки, молчанки, потешки, перевертыши, стихи, песенки, собранные и сочиненные Е.С. Хабаровой.» Курган 1992.