ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Долинер Леонид Исаевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой информационных технологий ИРО
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Долинер Л.И. 2
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Долинер Л.И. 3
КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: Программно-технический использование различных алгоритмических, программных и аппаратных средств, препятствующих нанесению ущерба Организационный регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно- правовой основе, исключающая или ослабляющая нанесение какого-либо ущерба Правовой специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе Долинер Л.И. 4
ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОО Долинер Л.И. 5 Организация контентной фильтрации Антивирусная защита Защита персональных данных Защита авторских прав
ОСОБЕННОСТИ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ Долинер Л.И. 6 Междисциплинарность Межведомственность Международность
СТАНДАРТ ISO ГОСТ Р ИСО/МЭК ПРЕДПОЛАГАЕТ: разработку и проведение в жизнь политики ИБ; распределение обязанностей по обеспечению ИБ; обучение и подготовку персонала по вопросам поддержания режима ИБ; внедрение системы уведомлений о случаях нарушения системы безопасности; Долинер Л.И. 7
СТАНДАРТ ISO ГОСТ Р ИСО/МЭК ПРЕДПОЛАГАЕТ: разработку планов на случай чрезвычайных ситуаций и для обеспечения непрерывности деловой деятельности организации; защиту документов организации (в том числе важнейших документов); защиту персональных данных и информации, являющейся интеллектуальной собственностью. Долинер Л.И. 8
РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖЕН: понимать значимость проблем информационной безопасности; понимать последствия несоблюдения правил информационной безопасности; видеть слабые места в информационной безопасности своей организации. Долинер Л.И. 9
ГРУППЫ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Долинер Л.И. 10
ПРОБЛЕМЫ возрастающая потребность в педагогах с высоким уровнем компетентности в области ИБ и отсутствие [целостной концепции подготовки] таких специалистов; потребность педагогической практики в действенном инструментарии для обеспечения и диагностики безопасности открытого образовательного пространства и отсутствием этого инструментария; потребность в педагогах, которые обладают компетенциями к формированию у обучающихся культуры работы с информационными ресурсами; Долинер Л.И. 11
ПРИМЕР РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, За 4 месяца этого года 2500 ресурсов НЕЗАКОННО распространяли в открытом доступе персональные данные детей и их родителей. Роскомнадзор направил 800 требований в адрес образовательных учреждений об удалении личных данных детей. Уже более 300 сайтов закрыли доступ к незаконно размещенной персональной информации, отмечается в сообщении службы. Долинер Л.И. 12
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СИЛАМИ ИРО Долинер Л.И. 13
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Дополнительная профессиональная программа «Технологии обеспечения информационной безопасности в образовательном учреждении (организации)» Категория слушателей : административные и руководящие работники, педагоги образовательных учреждений общего и среднего профессионального образования) Подготовлено пособие Долинер Л.И. 14
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ… УМЕТЬ: определять уровень информационной безопасности школы; организовывать безопасную работу обучающихся в ИОС; выбирать и устанавливать программное обеспечение в соответствии с необходимым уровнем защиты, стоимостью, потребностями; осуществлять безопасные платежи в Интернете. Долинер Л.И. 15
ЕЖЕГОДНАЯ АКЦИЯ: УРОК ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Цель акции: привлечение внимания к проблеме безопасности детей и взрослых в современной информационной среде; повышение компетентности педагогов и школьников в сфере информационной безопасности. Долинер Л.И. 16
ДРУГИЕ НАПРАВЛЕНИЯ Психолого-педагогическое Идеологическое Воспитательное Техническое Технологическое … Долинер Л.И. 17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Долинер Леонид Исаевич, Долинер Леонид Исаевич,