Учебная дисциплина Информационные системы в экономике Лекция 7 Концепция интегрированной управленческой системы Лектор : Шлаев Дмитрий Валерьевич кандидат технических наук, доцент
Учебные вопросы 1. Системная ориентация концепции 2. Критические факторы комплексного решения управленческих задач 3. Практические аспекты реализации концепции
Ключевыми проблемами деятельности предприятия являются: сложность и разнообразие продукции и услуг; разнообразие требований по обслуживанию клиентов; масштабы и сложность рынков; динамичное изменение законодательства; наращивание капитала и развитие трудовых ресурсов; потребность в оперативной реакции на изменяющиеся условия.
Применение информационных систем ориентировано на факторы, повышающие конкурентоспособность предприятия: эффективное управление финансовыми средствами; уменьшение себестоимости продукции и регулирование затрат; повышение эффективности маркетинга; регулирование рыночного риска и др.
В -1. Системная ориентация концепции
Системный подход предусматривает: выработку концепции развития АУИС; определение технологической платформы на основе концепции развития системы; формирование модели системы бизнес- процессов и выработку бизнес-правил; модернизацию правил работы (регламента) системы управления бизнесом и бизнес-правил; разработку системы мероприятий по внедрению качественно новых подходов к работе с персоналом и организации в целом на базе комплексной информатизации.
Последовательное использование системного подхода требует : разработки и утверждения концепции ; принятия архитектурных решений, требующих знаний как в предметной области, так и в области создания информационных систем ; выбора технологической платформы, системотехнических средств и технологии проектирования ; проектирования информационной системы с использованием итераций, в том числе методом " сверху вниз "; параллельной разработки документации, в том числе технологической ; разработки плана внедрения, сопровождения и развития.
В качестве основных требований, предъявляемых к интегрированной АУИС, можно выделить следующие. 1. Открытость АУИС, в том числе : масштабируемость приложений ( переносимость на другие объекты, мобильность ); привязка приложений к конкретному пользователю и к конкретным техническим платформам ( вычислительным и операционным системам ); настраиваемость функциональных возможностей и интерфейсов пользователей в распределенной структуре.
2. Соответствие основным принципам бизнеса: регламентированный автоматизированный документооборот; единство учета, контроля и хранения документов; единство содержательного и формального учета; единство аналитического и синтетического учета; мультивалютность и настраиваемость на западные нормативы.
3. Обеспечение единого информационного пространства : пространственная распределенность пользователей ; функционирование ИС в режиме реального времени ; расширенные глобальные телекоммуникационные возможности ; внутрисистемная информационная связанность ; множественность интерфейсов, виртуальность и однородность их технической реализации.
4. Настраиваемость на конкретные приложения и пользователей, в том числе настраиваемость спецификаций : состава, структуры, функций и полномочий ; пользовательского интерфейса ( формы, отчеты, меню ); сервисов ( включая защиту информации и регламенты взаимодействия ); передачи данных в интегрированной системе для различных схем коммуникации ( локальные, корпоративные и глобальные вычислительные сети, сеансы on-line и off-line, электронная почта ); межсистемных интерфейсов ( персональный, удаленный, телефонный и виртуальный доступ, видеодоступ, использование технологий пластиковых карточек и др.).
5. Обеспечение управляемости бизнеса : управление стратегией и тактикой развития ; прогнозирование состояния внешней и внутренней среды ( рынков и ресурсов ); консолидация сети филиалов и дочерних предприятий и их управляемость ; управление ресурсами, портфелями активов и пассивов ; администрирование электронного документооборота, прав и полномочий.
6. Надежность, защищенность и безопасность : резервирование, в том числе техническое и информационное дублирование ( включая создание резервного информационного центра ); множественность уровней защиты ; авторизация и контроль доступа в систему для проведения отдельных операций и функций ; ведение журналов операций и документооборота ; единый регламент документирования, сопровождения и модификации.
7. Наличие многоуровневой и многоаспектной системы анализа и подготовки принятия решения с гибким и развитым графическим пользовательским интерфейсом. Для реализации перечисленных требований и обеспечения структурной и функциональной полноты интегрированной АУИС необходима реализация проекта с соблюдением ряда принщтов проектирования. 1. Принцип первого руководителя. 2. Системный подход к созданию, модификации и сопровождению АУИС
3. Открытость проектных спецификаций и технологий. 4. Проведение комплексных маркетинговых исследований по современным бизнес и информационным технологиям и продуктам в России и за рубежом. 5. Принцип экономической целесообразности проекта. 6. Инструментальная поддержка процесса проектирования и документирования. 7. Разработка и поддержание стандартов проекта, сопряженных со стандартами концепции в целом.
В-2. Критические факторы комплексного решения управленческих задач
Факторы АУИС: Фактор времени; Экономический фактор; Фактор потенциального изменения и развития; Фактор преемственности.
В -3. Практические аспекты реализации концепции
Типовая классификация. MRP (Material Requirements Planning) – автоматизированное планирование потребности сырья и материалов для производства ; используется для описания компонента " производство "; MRP II (Manufacturing Resource Planning) - автоматизированное планирование всех производственных ресурсов предприятия ( сырья, материалов, оборудования, его производительности, трудозатрат ); используется для описания компонентов " производство ", " логистика "; ERP (Enterprise Resource Planning) - автоматизация и оптимизация внутренних бизнес - процессов, планирование как материальных, так и финансовых ресурсов в масштабе предприятия ; используется для описания компонентов " производство ", " логистика ", " финансы ".
Стремление бизнеса не только контролировать внутреннюю среду, но и осуществлять мониторинг внешней привело к возникновению систем управления внешней средой ближнего окружения (frontoffice), к которой относят конкурентов, поставщиков и потребителей, и к разработке соответствующих систем учета и управления : систем учета информации о конкурентах Бенчмаркинг (Benchmarking); систем учета и управления взаимоотношениями с потребителями или маркетинга отношений (CRM- Customer Relations Management); систем учета и управления взаимоотношениями с поставщиками или управления цепочками поставок (SCM- Supply Chain Management).
Рисунок 1 - Иерархия и структура автоматизированных систем учета и управления
Преимущества ERP- систем : поддерживают как различные типы производства, так и различные направления деятельности предприятия ; наличие единого хранилища данных избавляет от необходимости передавать данные от подразделения к подразделению, соответственно нет потери информации ; скорость принятия решений возрастает, так как информация доступна для всех работников, имеющих необходимые полномочия ; оперативное отражение данных и результатов деятельности дает возможность принимать обоснованные управленческие решения в режиме реального времени.
Недостатками ERP- систем являются ориентация только на внутреннюю среду предприятия без учета влияния внешней среды, а также большая вероятность срыва управленческой цепочки за счет резких изменений требований покупателей из - за отсутствия учета этого фактора.