Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников.
Причины использования интегративного подхода в дошкольном образовании: мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не давали представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты; интегрированная НОД развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей; форма проведения интегрированной НОД нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.
Характеристика разных видов занятий ( по Н.Е.Васюковой, О.И.Чехониной, С.Д.Сажиной) Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра). Может проводиться как эпизодически, так и систематически. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодически. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга и проводится систематически.
Интеграция в образовательном пространстве ДОУ : интеграция образовательных областей в образовательном и воспитательном процессе, интеграция в работе специалистов ДОУ, интеграция воспитательно- образовательного процесса детей групп компенсирующей и групп общеразвивающей направленности и др.
Основные факторы интеграции в НОД 1. Образовательные области. 2. Основные виды деятельности детей (познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная, чтение, музыкально-художественная, коммуникативная, двигательная, игровая). 3. Интегративные качества личности ребёнка (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость и пр.)
ОО «Познание» интегрируется с образовательными областями: - «Коммуникация» (развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми), - «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами художественной литературы основной задачи психолого- педагогической работы - формирования целостной картины мира), - «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни),
-«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире), -«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности), -«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы), -«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).
Сочетания предметов для интеграции в НОД музыка + математика; обучение грамоте + математика; художественная литература + развитие речи + обучение грамоте; развитие речи + музыка + рисование; математика + труд; формирование целостной картины мира + музыка + рисование + труд; формирование целостной картины мира + чтение художественной литературы; математика + физическое воспитание и др.
Формы интеграции в ДОУ, обеспечивающие синтез ОО: интегрированная НОД, совместные проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.
Отличительные особенности интегрированной НОД: чёткость, компактность; большая информативность учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрируемых образовательных областей; смена динамических поз и видов детской деятельности; необходимость соблюдения временных рамок НОД.
Эффективные методы и приемы, используемые в ходе интегрированной НОД: Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно- речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Примерная структура интегрированной НОД Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»). Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Методика подготовки интегрированной НОД Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
Продумать развивающие задачи. Использовать разнообразные виды деятельности. Использовать разнообразный наглядного и игрового (демонстрационный, раздаточный). Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.). Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированной НОД.
Вопросы для анализа интегрированной НОД. 1. Наличие компонентов интеграции, их логическая взаимообусловленность. Синтез образовательных областей: 2. Наличие новых образовательных задач в структуре НОД: соотношение изученного и изучаемого. 3. Выполнение требований к структуре интегрированной НОД: (компактность, продуманность, взаимосвязь интегрируемых областей, и т.д.) 4. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)? 5. Смена динамических поз и видов детской деятельности.
6. Использованы ли методы и приемы продуктивного характера: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность, проблемные вопросы, логические задачи, моделирование, проектирование и т.д. 7. Соблюдение принципа сотрудничества с детьми в ходе НОД: позитивное отношение, проявление заинтересованности детей к действиям педагога, эмоциональность общения, оказание поддержки детям ит.п. ит.п. 8. Работа по формированию интегральных качеств личности. 9. Учет личностно-ориентированного подхода в процессе интегрированной НОД. 10. Соблюдение временных рамок НОД.
2 младшая группа НОД «Как цыплёнок потерялся» «Нарисуем для цыплёнка много зёрнышек» ОО «Познание» ( развитие элементарных математических представлений) + ХТ.
Использованная литература: Технология интегрированного занятия в ДОУ: методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, Детский сад: теория и практика, 2012, 5(17) –Принцип интеграции в образовательном процессе дошкольного учреждения.