РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРИЛЛОВ Иван Львович, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования»
РАЗРАБОТКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ увеличение объема части, формируемой участниками образовательных отношений, до 40 %; сохранение обязательной части в пределах «не менее 60 %»
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ФГОС ДО ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПУТЕМ СОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА СО ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ (С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ), ПОСТРОЕННОГО НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕННОГО НА ОСВОЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ при выполнении следующих условий: ПОЛНОЦЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ ДЕТСТВА, ОБОГАЩЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ; ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД; ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ФГОС ДО СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ, СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ, ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ, ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ, ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ, ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ, ВАРИАТИВНОСТЬ, ВАРИАТИВНОСТЬ, ДОСТУПНОСТЬ, ДОСТУПНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально- культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; создание правил взаимодействия в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, непосредственной образовательной деятельности, обсуждение их с детьми и предъявление в конструктивной, позитивной и понятной детям форме; СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Спасибо за внимание!