«Развивающая предметно- пространственная среда» (в соответствии с ФГОС ДО)
Понятие развивающая предметно- пространственная среда «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно- гигиенических, эргономических, эстетических, психолого- педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель создания развивающей среды Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Принципы при формировании предметно- пространственной среды рекомендованные ФГОС ДО: принцип дистанции позиции при взаимодействии; принцип активности самостоятельности, творчества; принцип стабильности – динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды); принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ); гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственная среде Насыщенность Вариативность Трансформируемость Полифункциональность Доступность Безопасность
Функции предметно-пространственной среды Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Развивающая предметно –пространственная среда в детском саду должна: Иметь привлекательный вид; Выступать в роли естественного фона жизни ребенка; Снимать утомляемость; Положительно влиять на эмоциональное состояние; Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Показатели оценки развивающей среды: Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе; Отсутствие конфликтов среди детей; Наличие продуктов детской деятельности; Динамика развития ребенка; Невысокий уровень шума.
Функции педагога Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Создавая развивающую предметно- пространственную среду необходимо помнить: Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Центр «Я сам» - «Здравствуйте я пришел!», «Уголок именинника», «Я умею», «Я люблю», «Мое настроение», «Я научился», «Я, какой!». Я САМ
Центр социально-коммуникативного развития (создание условий для трудового воспитания детей (мальчиков и девочек) : Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка. Организации труда с небольшими группами детей. Организации трудовых поручений и работы с дежурными. Организации ручного труда. Труд взрослых
Центр сюжетно-ролевых игр: семья («Дом, семья») ; образование («Детский сад») ; здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница») ; торговля («Магазин») ; производство («Швейное ателье») ; строительство («Строительство», «Строим дом») ; развлечения, общественные места («В кафе») ; путешественники («Кругосветное путешествие») ; транспорт («На дорогах города») ; военная тематика («Пограничники», «Мы – военные разведчики») ; спорт («Мы – спортсмены»). Стенд «Мы друзья» Я и другие
Центр «Юные патриоты» - презентации, иллюстрации, книги, символика и т.п. Моя Родина
Центры: «Книги», «Театрализованной деятельности». Стенды, выставки, презентации, иллюстрации. Человек в истории и культуре
Уголок «Звезда дня» Стенд «Правила поведения» Коробочка "Деловые хлопоты" заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража" и др. Правовое воспитание
Центр «Мини-музей» Выставки Предметный мир
Центр безопасности - «Острова Здоровячка и Хлюпика», «В стране Здравландии», «Здоровей-ка», уголок «Светафорика» ОБЖ
Проблемно-поисковая ситуация «Дизайнеры»
Развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. Спасибо за внимание!