ТРИЗ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА Составитель : Н. А. Афонина, Воспитатель высшей квалификационной категории г. Ярославль, 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КАРТИНКА БЕЗ ЗАПИНКИ (Методика рассказа по картинке) © Коточигова Е.В. © ГОУ ЯО ИРО.
Advertisements

Методика описания картинки «Картинка без запинки» Элементы ТРИЗ-технологии на уроках английского языка.
Развитие творческого и речевого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ Автор работы: Жукова Екатерина Евгеньевна воспитатель МДОУ детский сад.
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
Пошаговая технология рассказывания по картине дошкольников.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
* саморазвитие, * самообразование, * самораскрытие личности.
Р АЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи,
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила:Атмурзаева З.М..,Муз. руководитель.
Обучение творческому рассказыванию по картинам известных художников Воспитатель МДОУ 59 Белова О.В.
ФГОС 2 поколения Образовательная область «Творчество» 3-5 лет 2.1.Стандарт художественно-эстетической компетентности овладение основными исполнительскими.
МОУ Гимназия 1 г.о. Новокуйбышевск Полозова Ирина Валентиновна, учитель начальных классов.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Методы и приемы развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Подготовила учитель-логопед КДУУ 191 Клочко Р.В Донецк-2012.
ПРОЕКТ. "Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц" МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание.
Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе.
Транксрипт:

ТРИЗ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА Составитель : Н. А. Афонина, Воспитатель высшей квалификационной категории г. Ярославль, 2014

ТРИЗ – ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ « ТРИЗ – азбука талантливого мышления, каждый человек обязан быть творчески грамотным » ( Г. С. Альтшуллер ). Главная цель – формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решать.

О СНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Развитое воображение в двух его формах : порождение идеи и возникновение плана её реализации ; Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения / по отношению к традиционным способам решения /; Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей, способность реагировать на идеи в пределах ограниченного времени ; Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований повседневной действительности ; Широта категоризации – отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов, придания им нового функционального значения, обобщения явлений, не имеющих очевидных связей ; Гибкость – способность приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации.

ТРИЗ предлагает путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Роль взрослого состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу. Д ЕВИЗ : « М ОЖНО ГОВОРИТЬ ВСЕ »

К АРТИНКА БЕЗ ЗАПИНКИ Авторы : И. Н. Мурашковска, Н. П. Валюмс Цель : развитие творческого воображения и формирование диалектического способа мышления дошкольников. Диалектика - ( др. греч.) - это искусство добиться истины путем раскрытия противоречий. Задачи : - формировать умения связно высказывать свои мысли, - строить диалог, - составлять творческий рассказ на определенную тему.

ЭТАПЫ ЭТАП 1 СОСТАВ КАРТИНКИ Что нарисовано на картине ? Все предметы и объекты переплетаются, перекрывают друг друга, разнообразие форм не дает сосредоточится. Как выделить что - В этом пёстром калейдоскопе ? « Дели - давай » - волшебник. Он умеет делить и объединять. Смотрит на человека и видит сразу все части его тела. Посмотрите на карту взглядом « Дели », для надёжности сложим ладошки, чтобы получился глазок ; да так, чтобы в глазок попал один объект. Итак ; говорит волшебник « Дели », но не повторяйте друг друга. Каждую находку я буду записывать на доске, обводя О. Идет охота за подробностями.

Э ТАП 2 СВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ Волшебник « Давай » предложил соединить найденные вами детали смысловой ниточкой. Пора наводить порядок ; соединить части в целое. С чего начнём, какие два объекта соединим, объясним свой выбор, чем похожи и чем могут дополнитъ друг друга Например : КОТЕНОК ( действие : сидит, играет и т. п.) ТРАВА и т. д. Количество мнений на доске растёт, рисунок начинает напоминать паутину ; а дети стараются соединить все О, выплёскивая свою энергию, получают удовлетворение от собственной находки. Дети говорят полными предложениями, в этом им поможет волшебник « Дели - Давай ».

Э ТАП 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ И ДЕЙСТВИЙ Основу для рассказа мы подготовили, но в нём нет образов. Рассказ надо разукрасить яркими красками, чтобы картина ожила. Когда мы определили состав картины, то воспринимали мир глазами, а ведь есть ещё и другие органы чувств ( осязание, обоняние, слух ). Чтобы их применить, надо перешагнуть через рамки картины, закрыть глаза и представить, что мы попали в картину. - Что чувствуете ? - Прислушайтесь, какие звуки вас окружают ? - Потрогайте все что можно. Что ощущаете ? - Вдохните запах того, что тс окружает. - Пробуйте что - либо на вкус. Итак шаг третий - усиление образности характеристиками. Используем приём вхождения в картину с помощью каждого органа чувств поочередно. Можно при этом последовательно передвигаться : по кружкам и линиям схематичного рисунка. Рассказываем о полученных впечатлениях.

Э ТАП 4 КОПИЛКА ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Трудно разбудить пассивную память детей, в которой хранятся полузабытые слова. Пополнение словарного запаса образными характеристиками происходит в несколько этапов. 1. пассивный : ребёнку объясняют смысл слова на примерах. 2. полуактивный : ребёнок воспроизводит новое слово в ответ ни вопрос воспитателя. 3. активный : ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как : средство для выполнения какой - либо задачи. 4. автоматический : новое слово само собой возникает в речи ребёнка без сознательного поиска и напряжения памяти. Итак, мы смотрим на картину и подбираем характеристику одному из объектов. Здесь решает воспитатель, какое слово хочет ввести в активный словарь. Котенок : составляем загадку для активного этапа пушистый плед сонный мишка забавный волчок

Э ТАП 4 пушистый, но не плед, сонный, но не мишка, забавный, но не волчок ( котенок ). Так дети вводят новое слово в активный словарь, так постепенно и наступает автоматизация. Читаем в словаре : Сонный – погружённый в сон, спящий. Итак следующий шаг. Копилка образных характеристик. Узнаём значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем, рассматриваем предметы на рисунках, используем их для сравнений и составления загадок.

Э ТАП 5 СОБЫТИЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ « Отставай - забегай ». Наша камера обследовала все уголки картины. Закончилась ли её работа ? Нет. Для нового взгляда мы переложим камеру в руки другого волшебника « Отставай - забегай ». Он позволяет нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими : найти начало и конец рассказа. А также выстроить события в нужной последовательности. Выбираем героя и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, что будет делать потом.

Э ТАП 6 РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ зависит от рассказчика, от его точки зрения, которая сделает рассказ необычным, впечатляющим. Определяем состояние героев, превращаемся в персонаж. Игра « Хорошо - плохо » ( чего больше х - п. в этот день ) Картина становится ближе, т. к. они как бы побывали в картине, пережили разные состояния и смогли высказать своё отношение. Переход на разные точки зрения определяет состояние одного из героев. Описываем события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии и описываем всё с новой точки зрения. Включаем эти описания в рассказ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ, им интересно работать. Работать начинают и те дети, которые обычно молчат. Активность на таких занятиях высокая, т. к. картины как бы оживают, дети становятся их живыми свидетелями или участниками, высказывания их сочные, яркие, образные.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !