Мадина Олеговна Сарычева, начальник отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «Региональный центр развития образования»
В рекомендациях к Постановлению Законодательной Думы Томской от «Об итогах парламентских слушаний области «Особенности реализации ФГОС нового поколения в Томской области в условиях нового законодательства об образовании» отмечается: имеется существенный разрыв в численности работающих педагогов и возрастающей потребностью в кадрах в связи с увеличением числа школьников и количества часов по учебному плану (примерно в 1,5 раза). С учётом увеличивающейся потребности в педагогических кадрах (к 2021 году потребность составит человек) дополнительно требуется 4,5 тыс. учителей и педагогов дополнительного образования ( человек в год). происходит старение педагогических кадров. Доля учителей пенсионного возраста с 2009 по 2011 год возросла с 17 % до 21 % от общего количества учителей. В 2014 году этот показатель уже 25,7%. осуществляется слабый приток молодых специалистов. Количество вакансий в образовательных учреждениях Томской области в учебном году составляет 473 чел. против 185 в 2009 году. При этом, доля выпускников ТГПУ, трудоустроившихся в образовательные учреждения с 2009 по 2012 год составила, 9-17 % от общего количества выпускников ТГПУ.
Количественный состав учителей Томской области
ФГОС: от теории к практике Технологии и методики обучения Педагогическое проектирование Психологическое сопровождение деятельности учителя Классное руководство и школьное самоуправление Региональная программа профессиональной адаптации и развития молодых учителей «Три горизонта» Горизонт 1 Горизонт 3 Горизонт 2 «Я и система образования Томской области» «Я и моя профессия» «Я и моя карьера»
Результаты реализации региональной программы «Три горизонта» в учебном году В рамках Программы проведено 22 образовательных событий Результаты реализации региональной программы «Три горизонта» в учебном году В рамках Программы проведено 22 образовательных событий Молодые педагоги познакомились со способами повышения мотивации участников образовательного процесса Молодые педагоги познакомились : с особенностями системно-деятельностного подхода; с дидактическими средствами формирования УУД. изучили: требования к современному уроку в соответствии с ФГОС; особенности планируемых результатов образования. научились: составлять ориентировочную основу метапредметных УУД. Молодые педагоги познакомились: со способами использования информационных сервисов Интернета в образовательном процессе. изучили: современные технологии, интерактивные методы и приемы обучения. освоили: методику разработки тестовых заданий. научились: составлять ориентировочную основу метапредметных УУД; разрабатывать инструментарий педагогической диагностики; систематизировали знания о структуре и технологии разработки проекта.
Сеть наставников региональной программы профессиональной адаптации развития молодых учителей «Три горизонта»
I Слёт молодых учителей Томской области Ассоциация молодых учителей Томской области объединяет 80 молодых учителей из 17 муниципалитетов в мероприятиях Ассоциации приняло участие около 600 человек:
Привлечение АдаптацияЗакрепление Образовательная организация Муниципальный орган УО Профессиональная подготовка и переподготовка ОГБУ «Региональный центр развития образования» Департамент общего образования Региональная система образования Наставник Ассоциация молодых учителей Профессиональные сообщества Молодой учитель
В соответствии с поручением Губернатора Томской области, данного в ходе VI съезда учителей Томской области «Учитель в социально экономическом векторе развития региона» (г. Томск, ) в июне-августе 2014 года Региональным центром развития образования была организована разработка проекта региональной программы «Педагогическое наставничество». В обсуждении целей, задач, направлений и мероприятий программы принимали участие представители РЦРО, ТОИПКРО, ТГУ, ТГПУ.
Фокус – групповое исследование по теме «Формирование института наставничества для всех категорий педагогических работников Томской области» ( г.) Участники: 26 специалистов муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб, членов экспертного педагогического сообщества, педагогов-наставников, молодых учителей, руководителей ОО. Цель: изучение спектра мнений относительно понятия, видов, форм и технологий педагогического наставничества, механизмов выявления преодоления профессиональных дефицитов педагогических работников, основных принципов, компонентов и механизмов организационно-управленческой модели реализации ВЦП «Педагогическое наставничество».
1. Выявлен спектр мнений относительно: а) основных принципов, механизмов и компонентов организационно-управленческой модели реализации программы; б) понятия, видов, форм и технологий педагогического наставничества; в) механизмов выявления и преодоления профессиональных дефицитов работников образования. 2.Разработаны: а) варианты организационно-управленческой модели реализации региональной программы «Педагогическое наставничество»; б) модели системы выявления профессиональных дефицитов работников образования; в) определены отличительные черты (по целям, содержанию, формам, и технологиям) наставничества для молодых специалистов и других категорий педагогических работников.
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (Постановление Правительства РФ 3241 п-П8 от г.).
Проект Комплексной программы Томской области «Повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Цель программы: Создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогических работников в организациях основного и дополнительного профессионального образования, образовательных организациях в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Задачи: 1. Обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта педагога. 2. Обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС общего образования. 3. Реализация во всех общеобразовательных организациях эффективной кадровой политики, основывающейся на эффективном контракте с педагогическими работниками. 4. Повышение престижа профессии педагога.