«Глинка положил начало всему, чем живёт наше музыкальное искусство. К какому явлению русской музыки ни обратись – все нити поведут к Глинке…. У истоков любого значительного явления русской музыки будет сиять имя Глинки». Г.В.Свиридов Михаил Иванович Глинка
Глинка был первым русским композитором, в творчестве которого образ народа, обобщенный и глубокий, стал в центре всего произведения. Оперы Глинки представляют собой целостные музыкально-драматические произведения; в них нет разговорных диалогов, содержание выражено средствами музыки. Большой оперный театр
Глинка - основоположник русской классической музыки. 1. Камерно – вокальная музыка 80 романсов и песен созданы им на стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, Н.Кукольника 2. Симфоническая музыка Увертюры: «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Особенно ярко дарование Глинки проявилось в жанре романса. 3. Русская национальная опера Народная музыкальная драма Опера – сказка (опера-былина) «Иван Сусанин» («Жизнь за царя» (1830) «Руслан и Людмила» (1842)
Опера «Иван Сусанин» Исторические события начала 17 в, связанные с борьбой против польских завоевателей, как нельзя лучше подходили для воплощения замысла.
В опере «Иван Сусанин» Глинка воспел героическое прошлое России. Глинка первый из европейских композиторов показал в простом человеке из народа – героя, незаурядную личность, наделенную большой силой чувств и безграничной любовью к родине. Сусанин - подлинно национальный характер, воплощенный в широкой стихии русской песенности. Иван Сусанин «..Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело!...» «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!»
Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений побывал Ф.Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом. М. И. Глинка за сочинением «Руслана и Людмилы». Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель поэта не допустила исполнить это намерение.
«Руслан и Людмила» опера, положившая начало народно эпическим русским операм.
Сказочно-эпическая опера, воспевает героические странствия, верную любовь, победу добра над злом. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом.
Развитие сюжета отличается спокойным и неторопливым течением.
Вся опера представляет собой контрастное чередование отдельных красочных картин.
Отличаясь масштабностью, она сочетает в себе развитые вокальные партии и
Пышное экзотическое зрелище, связанное с танцевальной пластикой.
Величественная картина в стольном городе Киеве с заключительным могучим хором завершает произведение. Здесь народ прославляет не только доблестного витязя Руслана, одолевшего злого волшебника Черномора, а также мощь и силу древнего Киева.
С приходом М. И. Глинки в России появляются оперы не на развлекательные сюжеты, а на сюжеты русской истории, русских сказок. Композитор выработал музыкальные традиции (хоровые вступления, хоровые сцены в финале, богатые вокальные партии положительных героев и др.) Таким образом мы доказали то, что, М. И. Глинка играл ведущую роль в развитии и становлении русской национальной оперы, в которой прославляется героический дух славянина.
Домашнее задание: Написать эссе по теме на выбор «Опера Глинки»