Международная практика ремонта и энергоэффективной модернизации многоквартирных домов: основные выводы и рекомендации Парламентские слушания: «Создание системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов: новые подходы, законодательные предложения» 6 апреля 2012 г. г.Москва
2 Содержание О Международной финансовой корпорации (IFC) Международная практика организации и финансирования капитальных ремонтов и энергоэффективной (ЭЭ) модернизации многоквартирных домов (МКД): основные выводы Рекомендации по созданию системы финансирования капитального ремонта и ЭЭ модернизации МКД в России
3 IFC в Группе Всемирного банка Международный банк реконструкции и развития (МБРР), 1945 Международная финансовая корпорация (IFC), 1956 Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, 1966 Международная ассоциация развития (МАР), 1960 Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, 1988
4 IFC в мире и в России IFC – крупнейший в мире финансовый институт, фокусирующий свою деятельность на развитии частного сектора в странах с развивающейся и переходной экономикой. IFC, являясь членом Группы Всемирного банка, содействует устойчивому развитию развивающихся стран через финансирование инвестиций, предоставление консультативных услуг компаниям и правительствам и мобилизацию капитала на международных финансовых рынках. Акционеры IFC страны. Объем инвестиций в 2011 финансовом году: $19 миллиардов. Россия является акционером и членом IFC с 1993 года С тех пор корпорация инвестировала почти $6 миллиардов, в том числе $1.5 миллиарда в виде синдицированных кредитов в более чем 250 проектов в различных секторах российской экономики. Инвестиционный портфель IFC в России составляет $2.54 миллиарда и является третьим по величине в мире.
5 Опыт в реализации программ ремонта и модернизации жилья IFC (Программы по стимулированию инвестиций ) Восточная Европа (Венгрия, Латвия, Литва, Словакия, Чехия, Эстония) Россия и Украина (Проекты по стимулированию инвестиций в энергоэффективность в жилищном секторе ( ) Всемирный банк (МБРР) Литва (Проект «Повышение энергоэффективности и модернизация жилья в Литве» ) 1996 – 2002 г. Россия (Проект передачи ведомственного жилищного фонда ( ); Проект «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России» )
6 Международная практика* организации и финансирования капитальных ремонтов и ЭЭ модернизации МКД: основные выводы *Страны со схожими исходными условиями и характеристиками жилищного фонда (Латвия, Венгрия, Польша, Эстония, Словакия, Литва). Полный текст исследования может быть предоставлен IFC всем заинтересованным сторонам по запросу.
Основные выводы 1. Несмотря на наличие различных систем организации ремонта МКД при их создании использовались схожие принципы. 2. Ограниченная роль государства. 3. Наличие специализированных институтов государственной поддержки и стимулирования собственников. 4. Необходимость социальной поддержки. 5. Ориентированность мер государственной политики на создание устойчивой системы рыночных отношений в области ремонта и модернизации жилья 6. Необходимость масштабной информационной и образовательной кампании. 7
(1) Несмотря на наличие различных систем организации ремонта МКД при их создании использовались схожие принципы: Наличие единой политической цели всех стран Евросоюза: снижение зависимости от первичных источников энергии, повышение энергоэффективности и снижение энергопотребления; создание рынка жилья и свободы выбора места жительства населением; обеспечение социальной стабильности. Формирование правовой базы и системы модернизации МКД в большинстве стран проводилось после принятия и на основе целевых показателей национальных стратегий по развитию жилья («Жилищная стратегия» и т.п.). Все меры гос. политики по модернизации и восстановлению (капитальному ремонту) МКД принимались только при следующих условиях: существенное повышение их энергоэффективности; стимулирование собственников жилья; создание долгосрочных программ государственной финансовой поддержки; экономическая целесообразность и обоснованность финансовой нагрузки на население при установлении дополнительных требований в области содержания жилья (включая требования по ЭЭ). Меры государственной политики в области ремонта и энергоэффективной модернизации МКД вводились поэтапно (с шагом лет) без принудительного повышения финансовой нагрузки на все домохозяйства страны одновременно. 8
(2) Ограниченная роль государства Основная роль государства в большинстве стран сводится к следующему: Надзор за соблюдением требований технической безопасности и стандартов для проживания (санитарно-гигиенических и т.п.). обязательные предписания по проведению ремонта: в крайнем случае – принудительный снос, либо восстановление за счет муниципалитета с прекращением прав собственности, для наиболее бедных – возможность переселиться в муниципальное социальное жилье. Стимулирование мер по ремонтам, повышающим энергоэффективность зданий: частичное субсидирование стоимости ремонта, финансовые гарантии для выдачи кредитов, система технической помощи для: проведения предпроектных работ (энергоаудит, техническое обследование), разработки проекта, торги с подрядчиками и т.п. Система контроля за соблюдением требований, механизмы гарантированной оплаты и ответственность собственников. 9
(3) Наличие специализированных институтов государственной поддержки и стимулирования собственников В большинстве государств созданы специализированные институты для осуществления государственной поддержки проведения модернизации и ремонта МКД в форме агентств, фондов, специализированных банков и т.д (Польша, Эстония, Словакия). Их основной целью является создание условий для доступа собственников к финансированию на проведение ремонтов МКД (повышение доступности кредитов путем предоставления гарантий или частичной компенсации суммы основного долга по кредиту, со-финансирование и т.п.) Уровень финансовой поддержки со стороны государственных институтов напрямую увязывается с глубиной модернизации МКД и уровнем достигаемой энергетической эффективности. Избыток бюджетных средств, направляемых в ремонт/модернизацию жилья существенно замедляет ход реформ/темпы модернизации (Литва). 10
(4) Необходимость социальной поддержки В большинстве стран существует система выравнивания социального неравенства путем поддержки малообеспеченного населения и предоставления дополнительных адресных субсидий на финансирование энергоэффективной модернизации жилья (в составе мер по ремонту и модернизации МКД). 11
(5) Ориентированность мер государственной политики на создание устойчивой системы рыночных отношений в области ремонта и модернизации жилья Основными источниками финансирования ремонта и модернизации МКД являются средства собственников и заемные средства (кредиты/займы) в сочетании с различными формами гос. поддержки. Размер платежей на ремонт устанавливается собственниками в добровольном порядке. Гос.стимулирование масштабного проведения ремонта/ЭЭ модернизации для разных категорий собственников/групп зданий и т.п. Устранение барьеров для частного финансирования (снижение кредитных рисков коммерческих банков, повышение доступности заемного финансирования для собственников МКД, укрепление института частной собственности и ответственности собственников). Обязательность создания и участия в организационных формах управления коллективной собственностью МКД (ТСЖ, кондоминиумы, кооперативы). 12
(6) Необходимость масштабной информационной и образовательной кампании Широкое информационное и образовательное сопровождение программ модернизации и повышения энергоэффективности МКД для собственников и их объединений. Долгосрочный характер. 13
Рекомендации по использованию лучшей международной практики при создании системы финансирования капитальных ремонтов и ЭЭ модернизации МКД в России* 14 *Подготовлены совместно с Европейским Банком Реконструкции и Развития в рамках реализации Программы повышения энергоэффективности жилищного фонда
(1) Создать взаимосвязанную систему мер государственной политики в области повышения энергоэффективности и проведения капитального ремонта Объединить организационные и финансовые механизмы, предусмотренные для реализации капитальных ремонтов и повышения энергоэффективности жилищного сектора. подготовить поправки в градостроительный кодекс и иные законодательные и нормативно-правовые акты, для включения в состав работ по капитальному ремонту перечень мероприятий, обеспечивающих повышение уровня энергетической эффективности многоквартирного дома и повышающих общий уровень комфорта проживания. 15
(2) Учитывать региональные особенности при формировании систем капитального ремонта и ЭЭ модернизации МКД (поливариантность): Финансовое положение региона Демографическая структура и платежеспособность населения Структура жилищного фонда Территориально-климатические особенности 16
(3) Предусмотреть в качестве стратегического приоритета развитие рыночных институтов и инструментов внебюджетного финансирования капитального ремонта и модернизации МКД 17 Наибольшая эффективность использования средств государственной поддержки достигается при: Предоставлении инвестиционных грантов (субсидий) объединениям собственников МКД для снижения их затрат на капитальный ремонт и модернизацию Предоставлении субсидий малообеспеченным и социально незащищенным группам населения для оплаты расходов на капитальные ремонты Использовании механизмов предоставления гарантий в качестве обеспечения по кредитам организациям собственников МКД на цели капитального ремонта и энергоэффективной модернизации для снижения рисков кредитования коммерческими банками
(4) Совершенствовать и развивать институт частной собственности на МКД и институты жилищного самоуправления введение обязательных для всех собственников механизмов и организационных форм коллективного управления МКД; совершенствование механизмов индивидуальной ответственности собственников помещений в многоквартирных домах за уклонение от обязанностей по содержанию и ремонту, в том числе капитальному ремонту. Наиболее приемлемым уровнем для принятия решений для управления и контроля использования средств, накопленных собственниками либо выделяемых государством для проведения капитального ремонта МКД, а также решений по срокам и объемам капитального ремонта, являются собственники жилья в лице их объединения (ТСЖ, ЖСК), либо орган/лицо, уполномоченное таким объединением собственников 18
(5) Разработать и провести длительную информационную и образовательную кампанию для руководителей всех регионов и муниципалитетов для населения о переходе к новой системе финансирования капитальных ремонтов и энергоэффективной модернизации МКД. 19
Основные рекомендации Создать взаимосвязанную систему мер государственной политики в области повышения энергоэффективности и проведения капитального ремонта Учитывать региональные особенности при формировании систем капитального ремонта и ЭЭ модернизации МКД: поливариантность Предусмотреть в качестве стратегического приоритета развитие рыночных институтов и инструментов внебюджетного финансирования капитального ремонта и модернизации МКД Совершенствовать и развивать институт частной собственности на МКД и институты жилищного самоуправления Разработать и провести длительную информационную и образовательную кампанию 20
21 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Левитанская Екатерина Юрьевна Руководитель Проекта Тел.: Миняев Илья Евгеньевич Советник по правовым вопросам Тел.: , Россия, г. Москва, ул. Большая Молчановка, 36, стр. 1