« Преподобный Сергий Радонежский - величайший подвижник земли Русской»
«Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у … преподобного Сергия».
В лице Преподобного Сергия русский народ сознал себя, своё культурно- историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил право на самостоятельность. Павел Флоренский
Игумен земли Русской, основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье благочестивых ростовских бояр Кирилла и Марии, переехавших жить в Московское княжество по приглашению великого князя Ивана Калиты, и в крещении был назван Варфоломеем. В нем чрезвычайно рано проявилось стремление к подвижничеству. Приблизительно в 1337 году, после кончины родителей, 23 лет от роду, Варфоломей вместе со своим старшим братом Стефаном в поисках уединения удалился в лесное урочище в окрестностях Радонежа. Родители Сергия Радонежского
В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. На том, месте где родился Сергий, построен Варницкий монастырь.
Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею 1890 (Государственная Третьяковская галерея) "Видение отроку Варфоломею" - самое известное произведение художника М.В. Нестерова. В его основу лег эпизод из Жития преподобного Сергия Радонежского. Мальчик – пастушок Варфоломей (будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрел в пустынное место, и встретил незнакомого старца – священника. Тот дал отроку кусочек просфоры и, вместе с ним, тягу к учению и просветлению. Это полотно открывало так называемый "Сергиевский цикл", в который еще вошли "Юность преподобного Сергия", "Труды Сергия Радонежского", "Преподобный Сергий Радонежский".
Будущий Сергий еще в детстве решил стать монахом и спустя годы, едва ему исполнилось двадцать лет, он ушел вместе со старшим братом Стефаном в дикие леса и уже в годах основал Троицкий монастырь (ныне Троице-Сергиева лавра), где в 1354 году стал игуменом. В 1342 году к Сергию пришли и первые ученики. Первые пятнадцать лет их было всего двенадцать. Постепенно вырос небольшой поселок, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, а вместе они собирались только к богослужению. Сергий был совершенны м работником - умел делать все, без устали: работал за двоих, не стыдился ни коварства, ни плотничества, шил и кроил одежду на братию, катал свечи, варил кутью, копал огород, обмывал умерших...
На небольшой, поросшей густым лесом возвышенности, названной впоследствии Маковец, братья срубили малую церковь, которая по их просьбе была освящена в честь Живоначальной Троицы, и келью. Жизнь в пустынном лесу была очень тяжела. Стефан, не выдержав лишений, вскоре ушел в Москву и поселился в Богоявленском монастыре, где прожил более двадцати лет, а Варфоломей остался в пустыни, возложив все упование на Бога. Около двух лет подвизался он, «един единетвуя», в трудах, подвигах воздержания и молитвы. Спустя некоторое время он просил у игумена Митрофана пострига в ангельский образ, что и Произошло «месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано имя ему в монашестве Сергий».
Рерих Н. К. «Сергий Строитель», 1940 г.
Нестеров М.В «Труды Сергия Радонежского» (триптих)
Постепенно, узнав о суровой добродетельной жизни преподобного Сергия, к нему стали стекаться иноки, жаждущие подвигов пустынножительства. Первоначально собралось двенадцать монахов. Они построили кельи, оградили их небольшим тыном, поставили и привратника у ворот (эти ворота находились рядом с современными Митрополичьими покоями). К Преподобному стали приходить крестьяне за советом и благословением, некоторые селились рядом. Этому способствовали скорбные обстоятельства монголо-татарского ига, побуждавшие людей бежать из мира в пустынь. Так образовались монастырь и посад.
Преподобный вел суровый постнический образ жизни, трудился наравне со всеми монахами. Помимо занятий хозяйственными делами Святой каждый день пел с братияй в церкви. В промежутках между уставными богослужениями они устраивали частые молебны, ведь для того и ушли из мира, чтобы беспрестанно молится Богу и в церкви, и в кельях. Посох и схима прп. Сергия
Известно чудесное видение преп. Сергия, когда темнота ночи вдруг озарилась ярким светом, и преподобный, выйдя в сени, увидел бесконечную стаю пролетающих птиц, и был ему голос: «Сергий, Господь внял молитве твоей, как видишь этих птиц, так умножится число учеников твоих по тебе, и не оскудеют последующие стопам твоим».
В 1380 году московский князь Димитрий Донской пришел в Троицкую обитель к Преподобному за благословением на сражение с войском Мамая –решительную битву за освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Благословение Преподобного было необычным: на Куликово поле отправились воины-монахи Пересвет и Ослябя, принявшие участие в битве. Благословение прп. Сергием блгв. кн. Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: Внимайте себе, братия. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…
Четыре великих дела Сергия Радонежского 1 дело: Создание и распространение нового типа монастырей. 2 дело: Начало освобождения от татаро- монгольского ига. 3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице. 4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры.
Троицкий собор Лавры, в котором почивают мощи преподобного Сергия
Церковь отмечает память преподобного Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября), а также в день обретения мощей 5 (18) июля и в Соборе Радонежских святых 19 (6) июля.
Ныне Свято-Троицкая Сергиева Лавра насчитывает более 250 насельников, которые несут монашеские послушания как в обители Преподобного, так и за ее пределами.
Памятник Сергию Радонежскому в селе Радонеж
Источники иллюстраций html
Источники информации Розина О.В. Духовные основы русской культуры. Терминологический словарь. – М.: Наука и слово, Православие от А до Я. Словарь-справочник./под ред. Е.О.Фоминой. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», Radonejskiy/bio Radonejskiy/bio