Поведение потребителя Natalja Viilmann, PhD Лекция 3:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поведение потребителя Natalja Viilmann, PhD Лекция 2:
Advertisements

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
Теория потребительского поведения. Кардинализм и ординализм в оценке полезности благ. В настоящее время в теории поведения потребителя сложилось два направления:
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
Основы теории потребления. Темы, изучаемые сегодня: 1.Предпочтения потребителя и полезность 2.Ординализм и кардинализм 3.Кривые безразличия 4.Бюджетное.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА Тема 6. Вопросы: 1. Кардиналистская теория полезности 2. Ординалистская теория полезности.
1 ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя 1. Аксиомы ординализма 2. Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа 3. Бюджетная линия.
Глава 5. Основы теории потребительского поведения.
Транксрипт:

Поведение потребителя Natalja Viilmann, PhD Лекция 3:

Темы для обсуждения Потребительские предпочтения Полезность и спрос Предельная полезность Бюджетные ограничения Потребительский выбор

Потребительское поведение 3 этапа в анализе поведения потребителя: 1) Мы изучаем потребительские предпочтения. Как и почему люди предпочитают одно благо другому? 2) Затем мы обращаемся к бюджетным ограничениям. Люди имеют ограниченный доход. 3) Наконец, мы объединим анализ потребительских предпочтений и бюджетных ограничений, чтобы определить потребительский выбор. Какую комбинацию благ выберут потребители для максимизации своего удовлетворения?

Слайд 4 Отношение предпочтения Проблема, с которой потребитель сталкивается в рыночной экономике, состоит в том, чтобы выбрать такие уровни потребления различных товаров и услуг, которые были бы доступны для их покупки на рынке. Мы назовём эти товары и услуги благами. Для простоты предположим, что число благ конечно и равно : N n 1, 2,…, N. Товарный, или потребительский, набор есть перечень количеств благ из данного пространства, которые индивид потребляет в течение определённого периода времени. Товарный набор может быть рассмотрен как точка в пространстве благ и обозначается следующим образом: x= (x 1 x 2,..., x N ), где x n – кол-во блага n n= 1, 2,…,N)

Слайд 5 Потребительское множество Потребительское множество есть подмножество пространства благ, элементы которого являются такими товарными наборами, которые потребитель, в принципе, может потребить при физических ограничениях, заданных его окружающей средой. В микроэкономическом анализе употребляется термин «отношение предпочтения», обозначается символом отношение x y означает, что для рассматриваемого потребителя товарный набор x предпочтительнее или, по меньшей мере, так же хорош, как набор y.

Потребительские предпочтения Потребительская корзина - это набор из одного или более благ. Одна потребительская корзина может предпочитаться другой, содержащей иную комбинацию благ. Три базовых допущения: 1) предпочтения совершенные, или сравнимые. 2) предпочтения транзитивны. 3) потребители всегда предпочитают большее количество блага меньшему. Потребительская корзина

Потребитель предпочитает набор A всем наборам в синем квадрате, в то время как все те наборы в розовом квадрате предпочитаются набору A. Потребительские предпочтения Продукты питания (ед. в неделю) Одежда (ед. в неделю) 50 G A EH B D

Потребительские предпочтения Кривые безразличия представляют собой все комбинации потребительских корзин, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения для потребителя. Карта безразличия - это набор кривых безразличия, которые описывают потребительские предпочтения для всех комбинаций из двух благ.

Слайд 9 Кривая безразличия Все точки, принадлежащие одной и той же кривой безразличия, показывают товарные наборы, равноценные с точки зрения нашего потребителя. Все товарные наборы, лежащие выше кривой безразличия (в заштрихованной области), оказываются более предпочтительными для потребителя, так как содержат бóльшее количество того или/и другого блага. Заштрихованная область называется зоной улучшения. Все товарные наборы, лежащие ниже кривой безразличия, менее предпочтительны для потребителя, чем те, которые расположены на кривой.

Слайд 10 Кривая безразличия В общем случае кривая безразличия является выпуклой вниз.

U1U1 Комбинации B,A, и D приносят одинаковое удовлетворение - E предпочитается U 1 U 1 предпочитается H и G Потребительские предпочтения Продукты питания (ед. в неделю) Одежда (ед. в неделю) 50 G D A E H B

Потребительские предпочтения Кривые безразличия с наклоном вправо вниз. Если бы они были наклонены вверх, это противоречило бы допущению, что большее количество благ предпочитается меньшему. Любая потребительская корзина, располагающаяся над и справа от кривой безразличия, предпочитается потребительской корзине, лежащей на кривой безразличия. Наконец, кривые безразличия не могут пересекаться. Это бы противоречило допущению, что большее предпочитается меньшему. Кривые безразличия

U2U2 U3U3 Потребительские предпочтения Продукты питания (ед. в неделю)) Одежда (ед. в неделю) U1U1 A B D Набор A предпочитается набору B. Набор B предпочитается набору D. Карта безразличия

Потребительские предпочтения Предельная норма замещения (MRS) показывает количество блага, которое потребитель готов отдать, чтобы получить больше другого блага. Оно измеряется наклоном кривой безразличия. Предельная норма замещения

Потребительские предпочтения Продукты питания (ед. в неделю) Одежда (ед. в неделю) A B D E G MRS = 6 MRS = 2

Потребительские предпочтения Вдоль кривой безразличия наблюдается убывающая предельная норма замещения. Заметим, что MRS для AB была 6, в то время как для DE составляла 2. Кривые безразличия выпуклы, потому что по мере того, как потребляется больше одного блага, потребитель будет предпочитать отказаться от меньшего числа единиц другого блага, чтобы получить больше первого. Предельная норма замещения

Совершенные субституты Апельсиновый сок (стаканов) Яблочный сок (стаканов) Два блага являются совершенными субститутами, когда MRS постоянна. Два блага являются совершенными субститутами, когда MRS постоянна.

Совершенные комплементы Правый ботинок Левый ботинок Два блага являются совершенными комплементами, когда кривые безразличия имеют форму прямых углов. Два блага являются совершенными комплементами, когда кривые безразличия имеют форму прямых углов.

Слайд 19 Общая и предельная полезность Рассмотрим пример. Предположим, что потребитель способен измерить в некоторых условных единицах полезность, или удовлетворение, от потребления определенного количества сахара в неделю. При этом сахар он может употреблять различным образом: А - добавляя в чай; В - для выпечки торта или печенья; С - для приготовления варенья из ягод и фруктов; D - подслащивания для творога со сметаной. Результаты его "измерений" сведены в таблицу. Измеримость полезности предполагает, что потребитель может измерить полезность любой дополнительной единицы сахара (в нашем примере г в неделю).

Полезность Полезность: численное значение, показывающее степень удовлетворения, получаемого потребителем от данной потребительской корзины. Если покупка 3-х учебников по микроэкономике сделает вас счастливее, чем покупка одной рубашки, то мы можем сказать, что книги дают вам большую полезность, чем рубашка.

Слайд 21 Общая и предельная полезность

Слайд 22 Общая и предельная полезность Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью (MU). В свою очередь сумма предельных полезностей дает общую полезность (TU) некоторого количества сахара. Так, в нашем примере общая полезность 300 г сахара в неделю, если они полностью растворяются в чае, будет складываться из трех предельных полезностей (24 = ). Критерий рациональности поведения: потребитель стремится к достижению максимума общей полезности.

Слайд 23 Общая и предельная полезность Правило 1. Предельная полезность "по вертикали" везде падает. Как бы ни использовал потребитель сахар, очередная доп. порция всегда принесет меньше полезности, чем предыдущая. Утверждение, что предельная полезность убывает с увеличением общего объема блага, которым располагает потребитель, называют законом убывающей предельной полезности. Правило 2. Предельная полезность "по горизонтали" также падает. Потребности, удовлетворяемые человеком при использовании некоторого блага имеют для него различную значимость и их можно упорядочить по мере ее убывания (от А к D). Т.e., потребитель переходит от удовлетворения более настоятельных потребностей к удовлетворению менее настоятельных.

Потребительские предпочтения Количественная и порядковая теории полезности Ординалистская функция полезности (от англ. ordinar - порядковый) : размещает потребительские корзины в порядке от наиболее предпочтительных к наименее предпочтительным, но она не показывает, насколько одна потребительская корзина предпочитается другой. Кардиналистская функция полезности (от англ. cardinal - количественный): построена на допущении возможности количеств. измерения потребителем полезности благ. Функция полезности, описывающая степень, в которой одна потребительская корзина предпочитаются другой.

Потребительские предпочтения Функция полезности Предположим: Функция полезности для продуктов питания (F) и одежды (C) U(F,C) = F + 2C Корзина: F ед. C ед. U(F,C) = F + 2C A *3 = 14 B *4 = 14 C *4 = 12 потребитель безразличен между A и B, потребитель предпочитает A и B по отношению к C

Предельная полезность измеряет дополнительное удовлетворение от потребления одной дополнительной единицы блага. Принцип убывающей предельной полезности говорит о том, что по мере роста количества потребляемого товара процесс потребления дает все меньшее и меньшее приращение полезности. Полезность Предельная полезность

Обозначим общую полезность TU, предельную полезность MU, а общее количество Q Наблюдение: предельная полезность убывает Предельная полезность Полезность

Бюджетные ограничения Предпочтения не объясняют полностью потребительское поведение. На индивидуальный выбор влияют также бюджетные ограничения, которые при известных ценах на различные товары и услуги ограничивают потребление людей.

Слайд 29 Бюджетное ограничение потребителя Возможность потребления некоторого товарного набора зависит не только от рыночных цен, но также и от уровня богатства потребителя, измеренного в денежном выражении. Предположим, что у потребителя есть доход I и допустим, что он не изменяется в течение рассматриваемого периода времени, то есть I const. Товарный набор x становится доступным для потребителя, если общие денежные расходы на его приобретение не превышают дохода потребителя I: Вальрасианское (в честь экономиста Леона Вальраса) бюджетное множество- есть множество всех товарных наборов, доступных для потребителя, сталкивающегося с рыночными ценами p и имеющего доход I

Слайд 30 Уравнение бюджетной линии На рис. бюджетное множ-во для случая N=2 представлено заштрих. частью. Верхняя граница вальрасианского множ-ва для двух благ называется бюджетной линией. Все товарные наборы, расположенные на ней доступны для потребителя только при условии полного расходования денежного дохода I. Уравнение бюджетной линии выглядит следующим образом:

Бюджетные ограничения Бюджетная линия показывает все комбинации двух благ, для которых уплаченные деньги в совокупности равны совокупному доходу. Пусть F равно количеству купленных продуктов питания, а C количество одежды. Цена продуктов питания = P f и цена одежды = P c. P f F - количество денег, затраченных на продукты питания, и P c C - количество денег, затраченных на одежду.

Бюджетные ограничения A040$80 B2030$80 D4020$80 E6010$80 G800$80 Корзины Питание (F) Одежда (C) Общие расходы P f = ($1)P c = ($2)P f F + P c C = I

Бюджетная линия F + 2C = $ (I/P C ) = 40 Бюджетные ограничения Продукты питания (ед. в неделю) = (I/P F ) A B D E G Одежда (ед. в неделю ) Pc = $2 P f = $1 I = $80

Бюджетные ограничения Бюджетная линия Потребление сдвигается вдоль бюджетной линии с точки пересечения, потребитель тратит меньше на одну единицу, больше на другую. Наклон линии измеряет относительные затраты на продукты питания и одежду. Наклон отрицательный, равен соотношению цен двух благ. Наклон показывает соотношение, в котором два блага могут быть обменены без изменения суммы затраченных денег.

Бюджетные ограничения Бюджетная линия Точка пересечения на вертикальной линии (I/P C ), показывает максимальное количество C, которое может быть куплено с доходом I. Точка пересечения на горизонтальной линии (I/P F ), показывает максимальное количество F, которое может быть куплено с доходом I.

Бюджетные ограничения Продукты питания (ед. в неделю) Одежда (ед. в неделю) Увеличение дохода сдвигает бюджетную линию наружу (I = $160) L2L2 (I = $80) L1L1 L3L3 (I = $40) Понижение дохода сдвигает бюджетную линию внутрь

Бюджетные ограничения Продукты питания (ед. в неделю) Одежда (ед. в неделю) (P F = 1) L1L1 Повышение цены продуктов питания до $2.00 меняет наклон бюджетной линии и поворачивает ее внутрь. L3L3 (P F = 2) (P F = 1/2) L2L2 Понижение цены продуктов питания до $.50 меняет наклон бюджетной линии и поворачивает ее наружу.

Бюджетные ограничения Эффект от изменения дохода и цен Изменение цены Если цена меняется у обоих благ, но соотношение двух цен неизменно, наклон не изменится, бюджетная линия сдвигается внутрь к точке, параллельной первоначальной бюджетной линии. Если два блага понижаются в цене, но отношение цен неизменно, наклон не изменится. Бюджетная линия сдвинется наружу параллельно первоначальной бюджетной линии.

Потребительский выбор Потребители выбирают комбинацию благ, которая максимизирует их удовлетворение, которое они могут получить при заданном бюджетном ограничении. Максимизирующая полезность потребительская корзина должна удовлетворить двум условиям: 1) Она должна быть расположена на бюджетной линии. 2) Должна дать потребителю наиболее предпочтительную комбинацию благ и услуг.

Вспомним, наклон кривой безразличия: Потребительский выбор Далее, наклон бюджетной линии: Следовательно, удовлетворение максимизируется когда предельная норма замещения равнa соотношению цен.

U2U2 Потребительский выбор Pc = $2 P f = $1 I = $80 Бюджетная линия A При потребительской корзине A бюджетная линия и кривая безразличия касаются, и никакой более высокий уровень удовлетворения не может быть достигнут. При A: MRS =P f /P c =.5 Продукты питания Одежда (ед.в неделю)

Слайд 42 Выявленные предпочтения Если мы знаем, какой выбор потребитель сделал, мы можем определить его предпочтения, если у нас имеется достаточно информации о его выборе при различных ценах и доходе.

Слайд 43 Время на упражнения (часов) Выявленные предпочтения в сфере рекреации Другая рекреационная деятельность ($) l1l1 C l2l2 U2U2 B Норма меняется до $1/час + $30/нед Новая бюджетная линия I 2 и комбинация B Выявленно предпочитается B вместо A U1U1 A Сценарий Бюджет Роберты на отдых = $100/нед Цена упражнений = $4/ч/нед Упражнения 10 ч/нед приt A заданном U 1 и I 1 Как повысится прибыль клуба?

Потребительский выбор во времени Пусть доходы потребителя в настоящий и будущий периоды равны m0 и m1. c0 и c1 объемы потребления в настоящем и будущем Потребитель может давать и брать средства взаймы под процент r за период. Объем потребления во втором (последнем) периоде: c 1 = m 1 + (1 + r) (m 0 – c 0 ), c 1 = m 1 + (1 + r)m 0 – (1 + r)c 0.

Потребительский выбор во времени Линия возможностей потребителя На АВ лежат планы потребления, полностью исчерпывающие доходы двух периодов. Вдоль прямой АВ потребитель может, используя рынок капитала, превращать (трансформиро- вать) настоящее потребление в будущее потребление, и наоборот. Предельная норма трансформации настоящего потребления в будущее здесь одинакова для всех точек на прямой АВ и равна (1 + r). Если потребитель выберет план потребления, лежащий на АВ выше точки m, он будет в настоящем периоде кредитором (заимодавцем). Если план потребления окажется ниже и правее точки m, он становится в настоящем заемщиком.

Потребительский выбор во времени Пусть потребитель рассчитывает получить доход W через Т лет. Какому сегодняшнему доходу равноценна для него эта величина? Иными словами, какие ради этого затраты он согласен понести сегодня? Ответ дает величина, получившая название сегодняшней (или текущей) ценности дохода, ожидаемого в будущем. Получить через Т лет сумму W потребитель мог бы, положив сегодня в банк сумму PV, удовлетворяющую соотношению PV (1+r) T = W. Это и есть та сумма, которую потребитель согласен не расходовать на сегодняшнее потребление ради будущего дохода, т. е. сегодняшняя ценность этого дохода. Итак, сегодняшняя ценность дохода W, ожидаемого через Т лет, равна PV = W/(1+r) T.

Потребительский выбор во времени Логика сложных процентов Как стать миллионером?

Краткие итоги Потребительский выбор состоит из двух взаимосвязанных частей: предпочтения и бюджетной линии. Потребители максимизируют полезность в соответствии с бюджетными ограничениями. Теория выявленных предпочтений показывает, как выбор, который потребитель делает, при изменении цен и дохода, может использоваться для определения его предпочтений.