Камаль Эль Зант
Зависть
В рамках разговора о столпах неверия, выделенных ученым Ибн-Кайим, осталось нам поговорить о зависти. Ученые говорят: «Зависть – это внутреннее чувство, которое появляется из-за того, что человек видит определенное благо у другого и хочет это благо себе». Здесь хочу подчеркнуть, что зависть может возникать из-за любых благ и не только материальных, например: знание, красота, одаренность, красивый голос, крепкая память, умение выступать и т. д.
Последствия зависти 1) Не зря Ибн-Кайим назвал зависть одним из столпов неверия, так как зависть является источником многих великих грехов, в том числе, и неверия. (12). Он (Аллах) сказал: «Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?» Он сказал: «Я – лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины». (7:12) Это же было причиной неприятия ислама Абу Джахлем.
2) Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Берегите себя от зависти, поистине, зависть пожирает вознаграждение, как огонь пожирает дрова». Почему зависть пожирает вознаграждение?! Во-первых, она является причиной совершения многих грехов. Один ученый говорит: «Из-за зависти был совершен первый грех на небе (отказ Иблиса от поклона Адаму) и первый грех на земле (между сыновьями Адама, мир ему)».
(27). И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной. Вот они оба принесли жертву; и была принята она от одного и не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя!» Тот сказал: «Ведь Аллах принимает только от богобоязненных». (5:27) (8). Вот сказали они: «Конечно, Йусуф и брат его милее нашему отцу, чем мы, а ведь мы – сборище. Поистине, отец наш в явном заблуждении!» (9). «Убейте Йусуфа или забросьте его в далекую страну; тогда обратится к вам лицо вашего отца, и будете вы после этого людьми праведными». (12:8–9)
Во-вторых зависть мешает совершать хорошие поступки и хорошие деяния, отсюда мы лишим себя многих вознаграждений. Например, за любовь ради Аллаха, мы можем получить огромное вознаграждение. -«Аллах послал меня к тебе сказать, что Он любит тебя из-за того, что ты любишь своего брата ради Него». -«Сейчас появится один из обитателей Рая». - В Тени Аллаха в Судный день.
А что мешает мне любить своего брата, и получить такое огромное вознаграждение? Чаще всего это зависть. Что мешает мне делать добро своему брату? Это зависть. Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: -«Дошла до вас болезнь предыдущих общин – это зависть и ненависть». -«... а ненависть – это стригущая, она стрижет не волосы, а религию». Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, объединил эти два чувства, т.к. они часто встречаются вместе и часто ненависть появляется на почве зависти.
На сегодняшний день мы, мусульмане, не мало страдаем из-за зависти между собой. Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, неоднократно говорил: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте о рабы Аллаха братьями,…»
Из-за зависти человек получает пять наказаний Когда одного ученого спросили: «Если ты узнаешь, что кто- то тебе завидует, и ты можешь его наказать, как бы ты его наказал?» Он ответил: «А чем мне его больше наказать, ведь его зависть и есть его наказание». 1) Отсутствие покоя у человека. Кто живет неспокойно: тот, кто завидует, или тот, кому завидуют? 2) Отсутствие покоя – это проблема. Но данная проблема – это страдание без вознаграждения, и даже с прибавлением грехов. 3) Ненависть людей. 4) Ненависть Аллаха. 5)Исходя из этого, двери удачи закрываются перед завистником.
Существуют разные виды зависти 1) Самый худший. Это когда один желает, чтобы благо ушло от другого и не важно, будет ли это благо у него самого или нет. Это зависть Иблиса и сына Адама. 2) Другой вид, при котором один желает, чтобы благо ушло от человека и перешло к нему. Так, братья Йусуфа, мир ему, почему хотели избавиться от него? Эти виды зависти являются запрещенными.
3) Третий вид, при котором один желает подобное благо и себе, но у него нет чувства и желания, чтобы это благо ушло от того, кому он завидует. И здесь уже в зависимости от того, из-за чего я завидую, зависть может быть хорошей или плохой. Если я завидую своему брату из-за хорошего поступка. Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность без остатка потратить его на должное; и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и который судит сообразно ей и передаёт её (другим)». Здесь имеется в виду так называемая «белая зависть»
Если я завидую одному чисто из-за мирских благ, не имея желания их использовать на пути Аллаха, то это тоже плохая зависть. (79). И вышел он (Карун) к своему народу в своих украшениях.Сказали те, которые желают ближайшей жизни: «О, если бы и нам то же, что даровано Каруну! Поистине, он – обладатель великого удела!» (80). И сказали те, кому даровано знание: «Горе вам! Награда Аллаха лучше для тех, кто уверовал и совершал благое; дано будет встретить это только терпеливым». (28:79–80) (131). И не простирай своих глаз на то, чем Мы наделили некоторые пары их – расцветом жизни здешней, чтобы испытать их этим. Удел Господа твоего лучше и длительнее! (20:131)
«И скажу я вам, а вы запомните это: поистине, в мире этом есть четыре группы людей: К первой из них относится такой раб, которому Аллах даровал богатство и знание, и он боится Господа своего в них, поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха, - такой окажется в наилучшем положении. Ко второй относится такой раб, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и который говорит;«Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то»,будучи искренним в своих намерениях, за что он получит такую же награду, как и первый.
К третьей относится такой раб, которому Аллах даровал богатство, не дав ему знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им, не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха, такой в мире вечном окажется в наихудшем положении. И, наконец, к четвёртой группе относится такой раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания, и который говорит: «Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то », как и третий, за что он понесёт на себе такое же бремя, как и третий».
Как узнать, есть ли у нас зависть или нет? Есть признаки, по которым можно определить присутствие чувства зависти у себя. 1) Когда пытаешься найти недостатки у своего брата- мусульманина. Если ты стремишься к этому и любишь это, значит, ты завидуешь. 2) Когда ты наслаждаешься разговором за спиной своего брата-мусульманина, когда сам говоришь о нем и, причем, иногда в начале хвалишь. Ученые назвали это «рыба но». 3) Когда радуешься возникновению проблем у своего брата-мусульманина.
Как мы можем избавиться от зависти? 1) Всевышний Аллах говорит: (54). Или они завидуют людям за то, что даровал им Аллах от Своей щедрости?.. (4:54) Всевышний Аллах подчеркивает: Во-первых, Я даровал этому человеку, которому вы завидуете, он тут ни при чем. Во-вторых, раз Я даровал ему, вы не сможете отобрать у него без моего дозволения и, если благо уйдет от него, то не обязательно оно перейдет к вам.
В-третьих, блага Аллаха не кончаются. Просите же у Дающего! Зачем вы хотите отобрать у него?! Исходя из этого акта мы понимаем, что причина зависти – слабая вера в Аллаха и в предопределение. И способ борьбы с ней – в первую очередь, укрепление веры. Аль-Хасан Аль-Басри спросили о причине его спокойствия, он ответил: «Я узнал, что никто не отберет мое пропитание, которое Аллах мне предписал, и был спокоен».
2) Если зависть связана с мирской жизнью, то изменить отношение к мирской жизни с помощью усиления веры в Судный День. Однажды Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, шел по базару вместе со своими сподвижниками и увидел дохлого козленка, от которого исходил неприятный запах. Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, поднял его за ухо и спросил своих сподвижников: Кто из вас хочет купить это за дирхам?
– Мы не станем покупать его ни за какие деньги, ответили сподвижники. – А хотите ли вы, чтобы он достался вам (бесплатно, в качестве подарка)? – Клянемся Аллахом, даже если бы он был живым, мы не пожелали бы его. Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: – Клянусь Аллахом, этот мир, в котором вы живете, еще ничтожнее для Аллаха, чем этот козленок для вас.
3) Очень важно, поступить против чувства зависти и помочь человеку умножить благо, из-за которого ты завидуешь ему. Поэтому ученые говорят: «Если увидишь у своего брата благо, например, красивый голос, удачный бизнес и т. д. и у тебя появится чувство зависти, первым шагом для избавления от него – это просить у Аллаха для него: «О Аллах, увеличь это благо у него». 4) Нужно вспомнить, что за преодоление чувства зависти ожидается большое вознаграждение и спасение от плохих последствий зависти. И ученые говорят, если один завистник избавился от зависти, переборов себя, ему будет больше вознаграждения, чем тому, у которого врожденно не было чувства зависти.
Как защитить себя от завистника? 1) Нужно уметь полагаться на Всевышнего Аллаха и не бояться завистника. 2)Обращаться за помощью к Аллаху от зла завистника, ане умолять его подарками. (1).Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета (2). от зла того, что Он сотворил, (3). от зла мрака, когда он наступает, (4). от зла колдуний, дующих на узлы, (5). от зла завистника, когда он завидует».(113)
Многие доводят себя до мнительности, из-за чего меняются отношения в семье и среди родственников,начинаются предположения. Нужно помнить что, зависть – это внутреннее чувство, мы не можем знать достоверно о его присутствии, и нельзя на основании сомнительного строить серьезные выводы. 3)Просить у Всевышнего Аллаха за завистника, чтобы он избавился от этого дурного качества.
Как отличать зависть от соревнования на пути Аллаха? Всевышний Аллах призвал нас в Коране к соревнованию в совершении благих поступков: (133). И устремляйтесь к прощению от вашего Господа и к Раю, ширина которого небеса и земля, уготованному для богобоязненных. (3:133) (26)....И к этому пусть стремятся стремящиеся. (83:26) И вспомним высказывание Мухаммада, да благословит его и приветствует Аллах:«Не следует завидовать никому, кроме двоих ».
Сподвижники пророка, да благословит его и приветствует Аллах, соревновались между собой. Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Бесполезно соревноваться с тобой». -Когда мы читали тахаджуд намаз во время ночи предопределения в мечети, смотрю, некоторым ребятам тяжело стало. Но один брат сказал: «Знаете, некоторые молодые ребята соревнуются, кто после какого стакана свалится, а мы в мечети – кто после какого ракагата». -Два брата учили наизусть Коран у одного учителя и соревновались, кто больше и быстрее выучит суры «А кто сказал тебе, если он получит пятерку, то тебе она не достанется».
Соревнование оправдано пока: во-первых, я не буду желать исчезновения блага у своего брата. во-вторых, пока мы не станем мешать друг другу, и не будем ненавидеть друг друга.