Поведение потребителя Natalja Viilmann, PhD Лекция 2:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поведение потребителя Natalja Viilmann, PhD Лекция 3:
Advertisements

Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Теория потребительского поведения. Кардинализм и ординализм в оценке полезности благ. В настоящее время в теории поведения потребителя сложилось два направления:
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА Тема 6. Вопросы: 1. Кардиналистская теория полезности 2. Ординалистская теория полезности.
Теория потребительского выбора Исполнитель: Дышаева Л. Ф.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
1 ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя 1. Аксиомы ординализма 2. Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа 3. Бюджетная линия.
Транксрипт:

Поведение потребителя Natalja Viilmann, PhD Лекция 2:

Слайд 2 Темы для обсуждения Потребительские предпочтения Полезность и спрос Предельная полезность Бюджетные ограничения Потребительский выбор

Слайд 3 Потребительское поведение 3 этапа в анализе поведения потребителя: 1) Мы изучаем потребительские предпочтения. Как и почему люди предпочитают одно благо другому? 2) Затем мы обращаемся к бюджетным ограничениям. Люди имеют ограниченный доход. 3) Наконец, мы объединим анализ потребительских предпочтений и бюджетных ограничений, чтобы определить потребительский выбор. Какую комбинацию благ выберут потребители для максимизации своего удовлетворения?

Слайд 4 Потребительские предпочтения Потребительская корзина - это набор из одного или более благ. Одна потребительская корзина может предпочитаться другой, содержащей иную комбинацию благ. Три базовых допущения: 1) предпочтения совершенные, или сравнимые. 2) предпочтения транзитивны. 3) потребители всегда предпочитают большее количество блага меньшему. Потребительская корзина

Слайд 5 Потребитель предпочитает набор A всем наборам в синем квадрате, в то время как все те наборы в розовом квадрате предпочитаются набору A. Потребительские предпочтения Продукты питания (ед. в неделю) Одежда (ед. в неделю) 50 G A EH B D

Слайд 6 Потребительские предпочтения Кривые безразличия представляют собой все комбинации потребительских корзин, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения для потребителя. Карта безразличия - это набор кривых безразличия, которые описывают потребительские предпочтения для всех комбинаций из двух благ.

Слайд 7 U1U1 Комбинации B,A, и D приносят одинаковое удовлетворение - E предпочитается U 1 U 1 предпочитается H и G Потребительские предпочтения Продукты питания (ед. в неделю) Одежда (ед. в неделю) 50 G D A E H B

Слайд 8 Потребительские предпочтения Кривые безразличия с наклоном вправо вниз. Если бы они были наклонены вверх, это противоречило бы допущению, что большее количество благ предпочитается меньшему. Любая потребительская корзина, располагающаяся над и справа от кривой безразличия, предпочитается потребительской корзине, лежащей на кривой безразличия. Наконец, кривые безразличия не могут пересекаться. Это бы противоречило допущению, что большее предпочитается меньшему. Кривые безразличия

Слайд 9 U2U2 U3U3 Потребительские предпочтения Продукты питания (ед. в неделю)) Одежда (ед. в неделю) U1U1 A B D Набор A предпочитается набору B. Набор B предпочитается набору D. Карта безразличия

Слайд 10 Потребительские предпочтения Предельная норма замещения (MRS) показывает количество блага, которое потребитель готов отдать, чтобы получить больше другого блага. Оно измеряется наклоном кривой безразличия. Предельная норма замещения

Слайд 11 Потребительские предпочтения Продукты питания (ед. в неделю) Одежда (ед. в неделю) A B D E G MRS = 6 MRS = 2

Слайд 12 Потребительские предпочтения Вдоль кривой безразличия наблюдается убывающая предельная норма замещения. Заметим, что MRS для AB была 6, в то время как для DE составляла 2. Кривые безразличия выпуклы, потому что по мере того, как потребляется больше одного блага, потребитель будет предпочитать отказаться от меньшего числа единиц другого блага, чтобы получить больше первого. Предельная норма замещения

Слайд 13 Совершенные субституты Апельсиновый сок (стаканов) Яблочный сок (стаканов) Два блага являются совершенными субститутами, когда MRS постоянна. Два блага являются совершенными субститутами, когда MRS постоянна.

Слайд 14 Совершенные комплементы Правый ботинок Левый ботинок Два блага являются совершенными комплементами, когда кривые безразличия имеют форму прямых углов. Два блага являются совершенными комплементами, когда кривые безразличия имеют форму прямых углов.

Слайд 15 Потребительские предпочтения Полезность Полезность: численное значение, показывающее степень удовлетворения, получаемого потребителем от данной потребительской корзины. Если покупка 3-х учебников по микроэкономике сделает вас счастливее, чем покупка одной рубашки, то мы можем сказать, что книги дают вам большую полезность, чем рубашка.

Слайд 16 Потребительские предпочтения Количественная и порядковая теории полезности Ординалистская функция полезности (от англ. ordinar - порядковый) : размещает потребительские корзины в порядке от наиболее предпочтительных к наименее предпочтительным, но она не показывает, насколько одна потребительская корзина предпочитается другой. Кардиналистская функция полезности (от англ. cardinal - количественный): построена на допущении возможности количеств. измерения потребителем полезности благ. Функция полезности, описывающая степень, в которой одна потребительская корзина предпочитаются другой.

Слайд 17 Потребительские предпочтения Функция полезности Предположим: Функция полезности для продуктов питания (F) и одежды (C) U(F,C) = F + 2C Корзина: F ед. C ед. U(F,C) = F + 2C A *3 = 14 B *4 = 14 C *4 = 12 потребитель безразличен между A и B, потребитель предпочитает A и B по отношению к C

Слайд 18 Предельная полезность измеряет дополнительное удовлетворение от потребления одной дополнительной единицы блага. Принцип убывающей предельной полезности говорит о том, что по мере роста количества потребляемого товара процесс потребления дает все меньшее и меньшее приращение полезности. Полезность Предельная полезность

Слайд 19 Обозначим общую полезность TU, предельную полезность MU, а общее количество Q Наблюдение: предельная полезность убывает Предельная полезность Полезность

Слайд 20 Бюджетные ограничения Предпочтения не объясняют полностью потребительское поведение. На индивидуальный выбор влияют также бюджетные ограничения, которые при известных ценах на различные товары и услуги ограничивают потребление людей.

Слайд 21 Бюджетные ограничения Бюджетная линия показывает все комбинации двух благ, для которых уплаченные деньги в совокупности равны совокупному доходу. Пусть F равно количеству купленных продуктов питания, а C количество одежды. Цена продуктов питания = P f и цена одежды = P c. P f F - количество денег, затраченных на продукты питания, и P c C - количество денег, затраченных на одежду.

Слайд 22 Бюджетные ограничения A040$80 B2030$80 D4020$80 E6010$80 G800$80 Корзины Питание (F) Одежда (C) Общие расходы P f = ($1)P c = ($2)P f F + P c C = I

Слайд 23 Бюджетная линия F + 2C = $ (I/P C ) = 40 Бюджетные ограничения Продукты питания (ед. в неделю) = (I/P F ) A B D E G Одежда (ед. в неделю ) Pc = $2 P f = $1 I = $80

Слайд 24 Бюджетные ограничения Бюджетная линия Потребление сдвигается вдоль бюджетной линии с точки пересечения, потребитель тратит меньше на одну единицу, больше на другую. Наклон линии измеряет относительные затраты на продукты питания и одежду. Наклон отрицательный, равен соотношению цен двух благ. Наклон показывает соотношение, в котором два блага могут быть обменены без изменения суммы затраченных денег.

Слайд 25 Бюджетные ограничения Бюджетная линия Точка пересечения на вертикальной линии (I/P C ), показывает максимальное количество C, которое может быть куплено с доходом I. Точка пересечения на горизонтальной линии (I/P F ), показывает максимальное количество F, которое может быть куплено с доходом I.

Слайд 26 Бюджетные ограничения Продукты питания (ед. в неделю) Одежда (ед. в неделю) Увеличение дохода сдвигает бюджетную линию наружу (I = $160) L2L2 (I = $80) L1L1 L3L3 (I = $40) Понижение дохода сдвигает бюджетную линию внутрь

Слайд 27 Бюджетные ограничения Продукты питания (ед. в неделю) Одежда (ед. в неделю) (P F = 1) L1L1 Повышение цены продуктов питания до $2.00 меняет наклон бюджетной линии и поворачивает ее внутрь. L3L3 (P F = 2) (P F = 1/2) L2L2 Понижение цены продуктов питания до $.50 меняет наклон бюджетной линии и поворачивает ее наружу.

Слайд 28 Бюджетные ограничения Эффект от изменения дохода и цен Изменение цены Если цена меняется у обоих благ, но соотношение двух цен неизменно, наклон не изменится, бюджетная линия сдвигается внутрь к точке, параллельной первоначальной бюджетной линии. Если два блага понижаются в цене, но отношение цен неизменно, наклон не изменится. Бюджетная линия сдвинется наружу параллельно первоначальной бюджетной линии.

Слайд 29 Потребительский выбор Потребители выбирают комбинацию благ, которая максимизирует их удовлетворение, которое они могут получить при заданном бюджетном ограничении. Максимизирующая полезность потребительская корзина должна удовлетворить двум условиям: 1) Она должна быть расположена на бюджетной линии. 2) Должна дать потребителю наиболее предпочтительную комбинацию благ и услуг.

Слайд 30 Вспомним, наклон кривой безразличия: Потребительский выбор Далее, наклон бюджетной линии: Следовательно, удовлетворение максимизируется когда предельная норма замещения равна соотношению цен.

Слайд 31 U2U2 Потребительский выбор Pc = $2 P f = $1 I = $80 Бюджетная линия A При потребительской корзине A бюджетная линия и кривая безразличия касаются, и никакой более высокий уровень удовлетворения не может быть достигнут. При A: MRS =P f /P c =.5 Продукты питания Одежда (ед.в неделю)

Слайд 32 Потребительский выбор во времени Пусть доходы потребителя в настоящий и будущий периоды равны m0 и m1. c0 и c1 объемы потребления в настоящем и будущем Потребитель может давать и брать средства взаймы под процент r за период. Объем потребления во втором (последнем) периоде: c 1 = m 1 + (1 + r) (m 0 – c 0 ), c 1 = m 1 + (1 + r)m 0 – (1 + r)c 0.

Слайд 33 Потребительский выбор во времени Линия возможностей потребителя На АВ лежат планы потребления, полностью исчерпывающие доходы двух периодов. Вдоль прямой АВ потребитель может, используя рынок капитала, превращать (трансформировать) настоящее потребление в будущее потребление, и наоборот. Предельная норма трансформации настоящего потребления в будущее здесь одинакова для всех точек на прямой АВ и равна (1 + r). Если потребитель выберет план потребления, лежащий на АВ выше точки m, он будет в настоящем периоде кредитором (заимодавцем). Если план потребления окажется ниже и правее точки m, он становится в настоящем заемщиком.

Слайд 34 Потребительский выбор во времени Пусть потребитель рассчитывает получить доход W через Т лет. Какому сегодняшнему доходу равноценна для него эта величина? Иными словами, какие ради этого затраты он согласен понести сегодня? Ответ дает величина, получившая название сегодняшней (или текущей) ценности дохода, ожидаемого в будущем. Получить через Т лет сумму W потребитель мог бы, положив сегодня в банк сумму PV, удовлетворяющую соотношению PV (1+r) T = W. Это и есть та сумма, которую потребитель согласен не расходовать на сегодняшнее потребление ради будущего дохода, т. е. сегодняшняя ценность этого дохода. Итак, сегодняшняя ценность дохода W, ожидаемого через Т лет, равна PV = W/(1+r) T.

Слайд 35 Потребительский выбор во времени Логика сложных процентов Как стать миллионером?

Слайд 36 Краткие итоги Потребительский выбор состоит из двух взаимосвязанных частей: предпочтения и бюджетной линии. Потребители максимизируют полезность в соответствии с бюджетными ограничениями. Теория выявленных предпочтений показывает, как выбор, который потребитель делает, при изменении цен и дохода, может использоваться для определения его предпочтений.