Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат 2 основного общего образования» «Использование нейропсихологических приёмов при коррекции дисграфии» Учитель-логопед МБОУ «Школа-интернат 2» Терешина Ирина Владимировна г. Норильск – 2014 г.
Актуальность: нередко логопедам встречаются сложаные случаи нарушений письма, механизмы которых непонятны, а применение традиционных методов коррекционного воздействия зачастую не дает положительных результатов. Научные публикации Т. В. Ахтуниной, А. Н. Корнеева, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, Л. С. Цветковой дополняют знания логопедов о дисграфии и возможаных методах ее преодоления
Дисграфия рассматривается как специфическое нарушение, отражающее в большей мере недостаточность фонологических способностей, дефицит зрительного восприятия и зрительно- пространственного анализа наряду с проявлением ряда моторных трудностей
Варианты трудностей письма у обучающихся по Т. В. Ахтуниной Регуляторная дисграфия, обусловленная несформированностью произвольной регуляцией действий (функции планирования и контроля) Поддержание рабочего состояния активного тонуса головного мозга Зрительно- пространственная дисграфия по правополушарному типу
Регуляторная дисграфия У детей отмечаются проблемы: - с удержанием произвольного внимания; - с ориентировкой в задании; - включения в задание; - с переключением с одного задания на другое
Регуляторная дисграфия У детей отмечаются ошибки: - инертное повторение букв, слогов, слов; - пропуски букв, слогов, слов; - предвосхищение букв и контаминации слов; - трудности языкового анализа;
У детей отмечаются ошибки: - устойчивая зеркальность при написании букв з, е, э, с; - пропуски и замены гласных; - нарушение порядка букв в слове; - слитное написание слов Регуляторная дисграфия
У детей наблюдается: - повышенная утомляемость, уровень работоспособности меняется в течение недели, дня, урока; - величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления Поддержание рабочего состояния активного тонуса головного мозга
У учащихся наблюдаются сложаности: - В ориентировке на тетрадном листе; - В нахождении начала строки и ее удержании; У детей отмечаются ошибки: - наклона и высоты букв; - несоответствия букв по размеру; - раздельное написание букв в слове; - замена зрительно похожих и близких по написанию букв (к-н) Зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу
Нейропсихологический подход позволяет разработать специфические, индивидуальные коррекционные программы, в которых «отставшие» функции формируются в деятельности не изолированно, а во взаимосвязи с другими психическими функциями и во взаимодействии с определенными зонами мозга
Нейропсихологические приемы при коррекции дисграфии Упражанения при смешивании букв по зрительно пространственному сходству «Зеркальные рисунки»: - написание букв, сопровождается их иллюстрациями; - воспроизведение картинки, соответствующей исходной; - написание «волшебного диктанта», в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные черточками: шуба – ш_ _ _
Упражанения при смешивании звуков по фонетико-фонематическому сходству игра «Хлопни и топни»: Звонкие звуки – прохлопать, глухие протопать. Чем больше жестов будет включено в упражанение, тем скорее будет достигнут результат игра «Плюс-минус» Работа с карточками. На одной написан знак «+», на другой знак «-». Произнося слова с начальными звонкими и глухими согласными звуками, учащийся должен поднимать соответствующую карточку
Работа с материалом Учащийся ощупывает материал и одновременно называет звуки: Упражанения при пропусках букв в словах: «Арабское письмо» Ученик должен записать слова, диктуемые с правой стороны строчки и наоборот, т. е. задом на перед: б – бархат, и – пенопласт, т – тесьма, в – вельвет и т д. «В океане живет рыба ёж». Ребенок пишет: «же абыр тёвиж енаеко В».
Упражанение «Древнерусское письмо» Ребенок записывает слова только согласными буквами, обозначая гласные многоточиями, затем только гласными по такому же принципу: Упражанение «Неудачный робот» Ребенок - робот, взрослый-конструктор. Робот пишет слова не полностью, а только определенную часть. Недописанную часть слова робот отмечает черточками: «Отважаный Миша бежит от мыши». Ребенок пишет: «…тв…жан…й М…ш... б…ж…т …т м…ш…». Затем: «О… …а… …ы… …и…а …е…и… о… …ы…и». слово понедельник будет написано: по _ _де_ _ _ик.
Упражанение «Волшебный диктант» Вводятся символы обозначения слов. Например, слова с буквой с обозначаются как «Х», слова с гласной е – «+», все остальные – «/»: «Мы смотрим на птичьи стаи на небе». Ребенок пишет: «/ Х / / / / +».
ВЫВОД: 1. В представленных методах предусматривается развитие всех необходимых функций и одновременно достигается развивающая цель; 2. Вырабатывается умение следовать правилам, развивается речь, воображение, пространственные представления, мелкая моторика, восприятие, внимание, память, логическое мышление – все, что необходимо для овладения русским языком
ВЫВОД: Представленные игры повышают грамотность обучающихся, оживляют логопедические занятия, делают их веселыми и интересными, вносят определенный соревновательный элемент в процесс обучения, что повышает мотивацию к занятиям с логопедом
Спасибо за внимание!