Современный московский мир Потусторонний мир Древний ершалаимский мир «Носители истины» Мастер Иешуа «Правители, принимающие решения» Директор психиатрической лечебницы Стравинский «Князь тьмы» Воланд Прокуратор Понтий Пилат Первые помощники Врач Федор Васильевич Коровьев-Фагот Афраний «Палачи»Директор ресторана Арчибальд Арчибальдович Демон Азазелло Кентурион Марк Крысобой Животные Пес Тузбубен Кот Бегемот Пес Банга Служанки НаташаГелла Низа Предатели Алоизий Могарыч Иуда
Цель урока: осмысление нравственных проблем романа Мастера Задачи урока: 1. Составление характеристики героев (с использованием репродукции картины Н.Н. Ге «Что есть истина?» Христос и Пилат. ) 2. Выявление нравственных проблем, поставленных в романе (с использованием кинофильма). 3. Проведение исследовательской работы. 4. Работа с текстом по выявлению художественно- изобразительных средств, использованных автором в романе.
Н. Ге «Что есть истина?» Иисус и Пилат
Вот она истина – в непримиримом столкновении, в этом измученном, готовом на смерть идти за убеждения, непокорённом человеке, в этом довольном собой, бездушном властителе, которому до истины дела нет.
Исследовательская работа 1. Можно ли считать Понтия Пилата учеником Иешуа Га-Ноцри? 2. Указать эпизоды из «романа в романе», в которых указывается на действенность (значимость) слова. 3. Указать словесные средства художественной изобразительности, использованные автором при создании а) образа Иешуа Га-Ноцри; б) образа города Ершалаима. 3. Раскрыть роль художественной детали в тексте. С какой целью автор настойчиво говорит о головной боли прокуратора (для чего используется указанная художественная «деталь»)?
Значение «романа в романе»: «ершалаимские» главы – это смысловой, философский пласт произведения, отсюда берут начало многие темы «московских» глав. То, что происходило в древности в Иудее, повторяется на новом витке истории. Люди, как замечает Воланд, не изменились «…они люди как люди… В общем, напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их». Так же подвергаются гонениям пророки (теперь писатели и художники, которые мыслят нестандартно), так же наживаются на несчастии других предатели.