О развитии системы технического регулирования на железнодорожном транспорте ДОКЛАД Председателя ТК 45 и МТК 524 «Железнодорожный транспорт», старшего вице-президента по инновационному развитию – главного инженера ОАО «РЖД» ГАПАНОВИЧА Валентина Александровича 19 марта 2014 г. г. Москва
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» «О безопасности железнодорожного подвижного состава» «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» Технические регламенты РФ Приняты Постановлениями Правительства России от 15 июля 2010 г. 524, 525, 533 Федеральный закон Российской Федерации 184-ФЗ «О техническом регулировании» «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» «О безопасности железнодорожного подвижного состава» «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» Технические регламенты Таможенного союза Приняты на 29 заседании Комиссии Таможенного союза решением 710 от 15 июля 2011 г. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в республиках Беларусь, Казахстан и Российской Федерации ( ) Национальные стандарты, обеспечивающие соблюдение требований технических регламентов В гг. Исполком СНГ осуществляет внутригосударственное согласование проектов Проекты единых технических регламентов СНГ в области железнодорожного транспорта Согласованы решением 53 Совета по железнодорожному транспорту (21 октября 2010, г. Вильнюс) Принимаются Соглашением глав правительств государств СНГ Проект Соглашения о проведении согласованной политики государств-участников СНГ в области технического регулирования на железнодорожном транспорте Согласовано решением 54 Совета по железнодорожному транспорту (18-19 мая 2011, г. Хельсинки) Одобрено МГС (письмо от ) Решения Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ Межгосударственные документы по стандартизации (стандарты и своды правил), обеспечивающие соблюдение требований технических регламентов Межгосударственные стандарты, содержащие правила и методы исследований и измерений, для исполнения технических регламентов Межгосударственный технический комитет по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт» Технический комитет по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт» 2010 год 2011 год годы Национальные стандарты, содержащие правила и методы исследований и измерений для исполнения технических регламентов Признаны утратившими силу: Постановление Правительства России от 19 сентября 2013 г. N 827 © ОАО «РЖД» 1
СХЕМА ПОЛИГОНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ 1520 СХЕМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ ШИРИНОЙ КОЛЕИ 1520 мм Линии с шириной колеи 1520 мм Пункты смены ширины колеи Мазари-Шариф Кошице Ереван Батуми Нижний Бестях Москва Раджин Усть-Луга Хапаранд а Маньчжурия Мукран 2323
ОБЪЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ © ОАО «РЖД» ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТС «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011) ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТС «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011) Специальный самоходный подвижной состав Пассажирские вагоны Путь Грузовые вагоны Стрелочный перевод Контактная сеть Тяговая подстанция Автоматика и телемеханика Газотурбовозы Специальный несамоходный подвижной состав Моторвагонный подвижной состав Искусственные сооружения Электровозы Тепловозы 3232
ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАМЕНЫ НОРМ БЕЗОПАСНОСТИ Всего: 285 ГОСТ и ГОСТ Р и 15 сводов правил 228 Утверждено и разработано ГОСТ и ГОСТ Р Утверждено и разработано сводов правил 7 7 Будет представлено к утверждению ГОСТ И ГОСТ Р в 2014 г. 57 Будет представлено к утверждению сводов правил в 2014 г (78%) ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТС «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011) ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТС «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011) по состоянию на 1 февраля 2014 г. © ОАО «РЖД» 4
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КРУГЛЫЙ СТОЛ ПРОМЫШЛЕННИКОВ РОССИИ И ЕС РАБОЧАЯ ГРУППА 8 «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ» Реализация задач в области: устранения нетарифных барьеров между Россией и ЕС в связи с присоединением к ВТО гармонизации законодательства России и ЕС в области технического регулирования Разработка согласованных предложений по: соглашению о единых принципах технического регулирования взаимному признанию схем аккредитации, порядка сертификации и подтверждения соответствия достижению взаимопонимания в отношении минимальных требований к рынку ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (ОСЖД) Участие в работе Комиссий и рабочих групп в области: правил перевозок опасных грузов инфраструктуры и подвижного состава использования грузовых вагонов в международном сообщении совершенствования основополагающих документов ОСЖД автоматических систем перехода железнодорожного подвижного состава с одной ширины колеи на другую Участие в работе контактной группы ЕЖДА/ОСЖД (Европейское железнодорожное агентство) по вопросам анализа параметров подсистем сети 1435 мм и 1520 мм на границе ЕС – СНГ. За время работы гармонизировано 72 TSI. В 2014 г. ожидается гармонизация не менее 30 TSI. © ОАО «РЖД» 5
СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ СЕРИЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПРОДУКЦИИ Типовые схемы Схема 4С Риски при использовании схем 4С и 5С: Схемы в технических регламентах Таможенного союза в области железнодорожного транспорта Выпуск опасной продукции из-за нестабильного качества производства или нерезультативной системы менеджмента качества Высокая стоимость испытаний при ИК без анализа производства или контроля системы менеджмента качества Анализ состояния производства Испытание Инспекционный контроль 1 раз в год, только испытания в аккредитованной испытательной лаборатории Типовые схемы в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. 621 Схема 1С Схема 5ССхема 2С © ОАО «РЖД» Сертификат на 5 лет Сертификация системы менеджмента качества Испытание Инспекционный контроль 1 раз в год, только испытания в аккредитованной испытательной лаборатории Сертификат на 5 лет Анализ состояния производства Испытание Инспекционный контроль 1 раз в год, испытания и (или) анализ состояния производства Сертификат на 5 лет Сертификация системы менеджмента качества Испытание Инспекционный контроль 1 раз в год, испытания и контроль системы менеджмента качества Сертификат на 5 лет Предлагается: использовать типовые схемы 1С и 2С - для серийной продукции с уточнениями, связанными с особенностями железнодорожной продукции 6
ОБЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СХЕМ СЕРТИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПРОДУКЦИИ Схемы в технических регламентах Таможенного союза в области железнодорожного транспорта Инспекционный контроль продукции Типовые схемы в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. 621 Схема 2С © ОАО «РЖД» Сертификация системы менеджмента качества Анализ состояния производства Испытания (образца, типового образца, каждой единицы) 7 Исследование проекта продукции Анализ технической документации Установление срока действия сертификата (от 1 до 5 лет, бессрочно ) ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СХЕМ СЕРТИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПРОДУКЦИИ Для серийно выпускаемой продукции По техническим регламентам (всего 7 схем) Применимы для ж.д. продукции 5 схем Непригодны схемы 2С, 3С Типовые схемы (всего 9 схем) Применимы для ж.д. продукции 6 схем Непригодны схемы 5С, 6С, 9С По результатам испытаний типового образца Когда объем выборки образцов продукции недостаточен для объективной оценки (технически сложная продукция, повышенные требования к стабильности характеристик, частая смена модификаций) Для партии продукции Предлагается оставить следующие схемы сертификации 1С 1С-2С, 7С-8С4С 3С 7С-8С 4С На единичное изделие 6С 5С 7С4С
© ОАО «РЖД» 8 О СУЩЕСТВЕННОМ НЕДОСТАТКЕ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТАНДАРТИЗАЦИИ» Федеральный закон «О стандартизации» (проект) В статье 2 Закона установлено, что «технические условия» – это стандарт организации, принятый изготовителем продукции (исполнителем услуги (работы)), устанавливающий требования к качеству, безопасности выпускаемой конкретной продукции, (услуги, работы) и методам ее контроля. «Технические условия (ТУ)» как вид документа не являются стандартом организации, а являются документом ЕСКД, входящим в комплект конструкторской документации на конкретную продукцию. Правила разработки и оформления ТУ установлены ГОСТ 2.114–95, и этот порядок ОТЛИЧАЕТСЯ от порядка разработки стандарта. Регламентированы и широко применяются ГОСТ, ГОСТ Р и СТО с аспектом стандартизации «технические условия» или «общие технические условия»: ГОСТ Пружины цилиндрические винтовые тележек и ударно-тяговых приборов подвижного состава железных дорог. Технические условия; ГОСТ Р Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия; ГОСТ Противоугоны пружинные к железнодорожным рельсам. Технические условия. Аналогичный аспект стандартизации может иметь и стандарт организации (СТО). На такого рода продукцию не разрабатывают конструкторский документ ЕСКД «Технические условия». Предлагается исключить «технические условия» как отдельный вид документа по стандартизации
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ В статьях 2 и 16 проекта ФЗ «О стандартизации» требуется исключить «технические условия» как отдельный вид документа по стандартизации Необходимо внести соответствующие изменения в приложения к техническим регламентам в сфере железнодорожного транспорта по схемам сертификации, на основе типовых схем утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от © ОАО «РЖД» 9 Необходимо подготовить решение Коллегии Евразийской экономической комиссии с рекомендациями по определению необходимого объема испытаний при повторной сертификации и при инспекционном контроле сертифицированной продукции
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!