Выполнить задание 4 с. 89 Выполнить задание 4 с. 89
Домашнее задание: §9 © Ковалькова Н.Н 1. Наука в современном мире 2. Образование в современном мире
Наука прикладная, наука фундаментальная, НТП, непрерывное образование Знать термины:
НАУКА- ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ И ОСНОВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ПОЛУЧЕНИЕ, ОБОСНОВАНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ПОНЯТИЙ, ЗАКОНОВ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ В КАКОЙ ЛИБО ОТРАСЛИ 1. Наука В широком смысле В узком смысле
Социальный институт Отрасль духовного производства Особая система знаний Наука Знания Основная продукция Система научных исследований Опытно- конструкторские изыскания Понятия, законы, теории Научные представления, теории, понятия Создание целостных систем на основе определенных закономерностей. 1. Наука
Предмет и метод познания науки Науки о природе Науки об обществе Науки о познании и мышлении Технические науки и математика Естествознание, экология Обществознание, социология Логика, диалектика Сопромат, термех Виды науки Фундаментальные Прикладные Отсутствие связи с практикой Неразрывно связана с практической реализацией исследований 1. Наука
Этапы развития науки Предыстория науки - до XVI в. (переход от чувственного познания к абстрактному) Предыстория науки - до XVI в. (переход от чувственного познания к абстрактному) Классическая наука – XVII-XIX вв. Классическая наука – XVII-XIX вв. Мир – не живой организм, а механизм; Мир – не живой организм, а механизм; Механический детерминизм – объяснение всех процессов с позиции механики; Механический детерминизм – объяснение всех процессов с позиции механики; Количественная оценка всех предметов и явлений. Количественная оценка всех предметов и явлений. Неклассическая наука – конец XIX – сер. XX Неклассическая наука – конец XIX – сер. XX соединение науки и образования – университеты, НИИ; соединение науки и образования – университеты, НИИ; Открытие электромагнитных волн, радиоактивности – подрыв детерминизма механики; Открытие электромагнитных волн, радиоактивности – подрыв детерминизма механики; Крушение классических представлений о материи, времени, пространстве. Крушение классических представлений о материи, времени, пространстве. Постнеклассическая наука – со второй пол. XXв. (соединение науки и техники – энергия атома, космос…) Постнеклассическая наука – со второй пол. XXв. (соединение науки и техники – энергия атома, космос…) 1. Наука
Задачи научной деятельности Описание - выделение существенных признаков, качеств и свойств; Описание - выделение существенных признаков, качеств и свойств; Систематизация – деление всех объектов на классы, раздеты, типы…; Систематизация – деление всех объектов на классы, раздеты, типы…; Объяснение – выдвижение научных гипотез и разработка научных теорий; Объяснение – выдвижение научных гипотез и разработка научных теорий; Предсказание поведения, протекания различных процессов; Предсказание поведения, протекания различных процессов; Применение полученных знаний в общественной жизни. Применение полученных знаний в общественной жизни. 1. Наука
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – НАУКА ИССЛЕДУЕТ ВСЕ СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ БЕЗГРАНИЧНОСТЬ - ПОЯВЛЕНИЕ САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ, СОЧЕТАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО НАУЧНОГО ПОИСКА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СБЛИЖЕНИЕ НАУКИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ОБЩЕСТВА 1. Наука Черты современной науки
Этика науки ЭТИКА НАУКИ НЕ НАВРЕДИ СТРЕМЛЕНИЕ К ИСТИНЕ ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. Наука
Наименование функции Содержание Культурно- мировоззренческая Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры Познавательно- разъяснительная Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития. Прогностическая Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества. Формулирует рекомендации по их преодолению. 1. Наука
СОЦИАЛЬ- НЫЙ ИНСТИТУТ- ОБРАЗОВА- НИЕ ОТВЕЧАЕТ ПОТРЕБНОСТЯМ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ; ОТВЕЧАЕТ ПОТРЕБНОСТЯМ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ; ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМОЙ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЛАДАЮЩЕЙ МАТЕРИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ, КОММУНИКАЦИЯМИ; ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМОЙ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЛАДАЮЩЕЙ МАТЕРИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ, КОММУНИКАЦИЯМИ; ВЫПОЛНЯЕТ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ ФУНКЦИИ ПЕРЕДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА; ВЫПОЛНЯЕТ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ ФУНКЦИИ ПЕРЕДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА; ШКОЛА НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ ЗА ДОСТУПНОСТЬ, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО СООТВЕТСТВИЕ СОВРЕМЕННЫМ НАУЧНЫМ ВОЗЗРЕНИЯМ. ШКОЛА НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ ЗА ДОСТУПНОСТЬ, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО СООТВЕТСТВИЕ СОВРЕМЕННЫМ НАУЧНЫМ ВОЗЗРЕНИЯМ. 2. Образование
ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ. В ЗАКОНЕ РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» ОБРАЗОВАНИЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА ПЕРВЫЙ ОРИЕНТИР- ЛИЧНОСТ- НЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОРИЕНТИР ИСХОДИТ ИЗ ПРИЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ, А ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ- ОДНИМ ИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВ ЛИЧНОСТИ. Факторы личностной значимости образования: 1.ОБРАЗОВАНИЕ- ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ. 2. ОБРАЗОВАНИЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЗНАНИЯМИ. 3. ОБРАЗОВАНИЕ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ. 2. Образование
ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВЫЙ ОРИЕНТИР- ЛИЧНОСТ- НЫЙ 4. ОБРАЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ. 5. ОБРАЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ. ОТ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРЯМО ЗАВИСИТ ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ, ЗАРАБОТОК, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. 2. Образование
ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ. ВТОРОЙ ОРИЕНТИР- СОЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА : 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВЕЛИЧАЙШАЯ ЦЕННОСТЬ НАРОДА. 2. ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. 3. ОБРАЗОВАНИЕ ВЛИЯЕТ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. 4. ОБРАЗОВАНИЕ ВЛИЯЕТ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ. - УКРЕПЛЯЕТ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЮ. -ОБРАЗОВАНИЕ УКРЕПЛЯЕТ ВОЕННО- ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ. 2. Образование
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ МИРОВОМУ УРОВНЮ КУЛЬТУРЫ ВМЕСТЕ С ТЕМ ПОЯВЛЯЮТСЯ РОСТКИ ТЕНДЕНЦИИ «РАБОТАТЬ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ» - ГОТОВИТЬ ЛЮДЕЙ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ИННОВАЦИЯМ 2. Образование
ТЕНДЕНЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗАНА С УЧЕНИЯМИ О ДУХОВНОМ СОВЕРШЕНСТ ВОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СВЯЗАНА С НТП. ОТ ОБРАЗОВАНИЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ.. РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОСОБСТВУЕТ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ СОДЕЙСТВУЮТ -ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, -- ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. -САМООБРОЗОВАНИЕ. -ФУНКЦИИ НП – КОМПЕНСИРУЮЩАЯ, -АДАПТИВНАЯ, -РАЗВИВАЮЩАЯ 2. Образование
Основные звенья современной системы образования: Дошкольное Дошкольное среднее общее образование: среднее общее образование: Начальное Начальное Основное Основное Полное Полное Дополнительное Дополнительное Коррекционное образование Коррекционное образование Для малолетних правонарушителей Для малолетних правонарушителей Переподготовки кадров Переподготовки кадров Профессиональное Профессиональное Начальное (ПУ) Начальное (ПУ) Среднее (колледжи) Среднее (колледжи) Высшее (институты, университеты) Высшее (институты, университеты) Послевузовское (аспирантура, докторантура) Послевузовское (аспирантура, докторантура) 2. Образование
Особенности современного образования: Интеграция Интеграция Информатизация Информатизация Гуманизация Гуманизация Гуманитаризация Гуманитаризация Дистанционное образование Дистанционное образование Непрерывное образование Непрерывное образование 2. Образование
Образовательная политика в РФ: Гуманистический характер Гуманистический характер Приоритет общечеловеческих ценностей Приоритет общечеловеческих ценностей Право личности а свободное развитие Право личности а свободное развитие Общедоступность Общедоступность Адаптивность системы Адаптивность системы Светский характер Светский характер Свобода и плюрализм Свобода и плюрализм Демократический характер управления и самостоятельность учреждений Демократический характер управления и самостоятельность учреждений 2. Образование Задание 3 с.98
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ И ТАК ЧТО ДАЕТ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
Модели развития научных знаний Постепенное развитие науки Развитие науки через научные революции Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания Развитие через интеграцию научного знания Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм» За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость. Стоить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук. Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. 1. Наука
Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука Знани я Основная продукция Система научных исследован ий Опытно- конструкторские изыскания Понятия, законы, теории Научные представления, теории, понятия. Создание целостных систем на основе определенных закономерностей. Вставьте пропущенное….
Предмет и метод познания науки Естествознание, экология. Обществознани е, социология. Логика, диалектика Сопромат, термех. Виды науки Прикладные Отсутствие связи с практикой
Модели развития научных знаний Развитие науки через научные революции Развитие через интеграцию научного знания Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость. Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.