1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ СЕВЕРО - ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 281 МОСКВА 2010 год 29 декабря 2010 год Подготовила: Ухваренок Т.А
Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
3 представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся Системно - деятельностный подход может использоваться на каждой ступени общего образования:
4 В основе НОВОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам гражданского общества, толерантности, диалога культур и т.д
5 2) развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования
6 3) признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся
7 4) учет особенностей ребенка. индивидуальных возрастных психологических физиологических
8 5) обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Дошкольное образование Начальное образование Основное и среднее (полное) общее образование
9 6) Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося обеспечивающих рост: ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ и ВЗРОСЛЫМИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 7) гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
11 Основная задача школы - дать хорошие прочные знания. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности
12 Зачем учить? 1. Подробно описать новый результат в виде конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ) 2. Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ ) 3. Как учить? 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)
13 СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии
14 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Оценивается В образовательном процессе реализуется
15 Базовые технологии: * Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) * Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
16 * Технология, основанная на реализации проектной деятельности. * Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
17 Проектирование и отбор учебных ситуаций на примере учебной ситуации Проектирование и отбор учебных ситуаций на примере учебной ситуации Учебные ситуации с элементами игровой деятельности: соревнования – командные и индивидуальные сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …
18 Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: Готовим праздник Делаем подарки Пишем книгу
19 Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие) проведение мини- исследований описание и оценка
20 Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Проверка учителем домашнего задания Объявление темы учителем Объяснение темы учителем Закрепление знаний учениками Традиционный урок Проблемно-диалогический урок Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. Актуализация учениками своих знаний Поиск решения проблемы учениками Выражения решения проблемы учениками Применения знаний учениками
21 Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ученика от собственного опыта к общественному; Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй ученика. Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! Используя системно - деятельностный подход:
Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.