ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Содержание профессионального стандарта педагога Педагог должен: 1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Содержание профессионального стандарта педагога Педагог должен: 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. 6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. 7. Владеть ИКТ-компетенциями.
Содержание профессионального стандарта педагога Учитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога. Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает задачи обучения, воспитания и развития. Но делает это, прежде всего, средствами своего предмета.
Содержание профессионального стандарта педагога Первый уровень – функциональная грамотность - математическая и языковая (знание предмета, учебных программ и т.п.). Второй уровень – овладение культурой - математической и лингвистической (осознание педагогом своего места в культуре). Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую и языковую культуру.
Содержание профессионального стандарта педагога Учитывая различия в уровнях подготовки учителей-предметников, в настоящее время термин «должен», означающий обязательность выполнения требований, распространяется только на требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога, который определяет минимальную рамку квалификации. наряду с термином «должен» применяется термин «рекомендуется», означающий, что данные требования пока не являются обязательными для всех педагогов, но к их выполнению нужно стремиться, повышая свою квалификацию.
Профессиональный стандарт учителя математики. Общие положения Главным образовательным результатом освоения математики и информатики учащимся является формирование: способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность, способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.
Указанные способности реализуются в математической деятельности, в которой приобретаются и используются: конкретные знания, умения и навыки в области математики и информатики, в том числе умения: * формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ), * проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример, * выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий, * пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования (например – вычисления), * применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно; способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.
Профессиональный стандарт учителя математики. Общие положения Основная задача учителя – сформировать у учащегося модель математической деятельности (включая приложение математики) в соответствии со ступенью (общего) образования.
Профессиональный стандарт учителя математики. Общие положения Принципиальной особенностью школьной математики на начальной и основной ступени является наличие в ней целостной основной линии содержания. Выявляемые пробелы в освоенном материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения последующего материала и формирования у учащегося чувства уверенности в знаниях на соответствующую тему.
Предпосылки работы учителя математики Соответствие ФГОС всех ступеней школьного образования: в метапредметных и личностных результатах, включая грамотное и эффективное использование русского языка и языка преподавания, в предметных результатах, относящихся к математике и информатике, в применении математики в других школьных предметах и необходимых для этого результатах из других предметов. Наличие высшего образования классического университета/технического/педагогического вуза, соответствующего специальности.
I. Предметная компетентность учителя математики и информатики Учитель должен: Уметь решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования. Устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне, который может устанавливаться в зависимости от аттестационной категории учителя (из открытого банка девятого класса на уровне не хуже 90%, из открытого банка одиннадцатого класса – на уровне не хуже 80% ).
I. Предметная компетентность учителя математики и информатики Учитель должен: Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов, вычислений – численных и символьных, обработки данных (статистики), экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика).
I. Предметная компетентность учителя математики и информатики Учитель должен: Квалифицированно набирать математический текст. Иметь представление о широком спектре приложений математики и знать доступные учащимся математические элементы этих приложений. Использовать информационные источники, периодику, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними учащихся. Иметь канал консультирования по сложным математическим вопросам.
II. Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру Учитель должен: Уметь совместно с учащимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах. Понимать рассуждение ученика. Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др. Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные ситуации, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы).
II. Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру Учитель должен: Совместно с учащимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации. Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др. Совместно с учащимися анализировать данные, получаемые в естественных (эксперимент) и общественных (опрос) школьных курсах.
II. Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру Учитель должен: Создавать самому и вместе с учащимися и использовать наглядное представление математических объектов и процессов. Вести диалог с одним учащимся или с группой (классом) в процессе решения задачи. Организовывать исследования – эксперимент. Проводить различия между точным математическим доказательством и «очевидностью».
II. Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру Учитель должен: Формировать материальную и информационную образовательную среду. Использовать в своей работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, помогать детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов. Содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности. Содействовать мотивации и результативности каждого учащегося.
II. Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру Учитель должен: Формировать представление учащихся о том, что математика пригодится всем, вне зависимости от избранной специальности, а кто-то будет заниматься ею профессионально. Содействовать подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах и ученических конференциях. Распознавать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности ученика к занятиям математикой, вести кружки, факультативные и элективные курсы для желающих учащихся.
II. Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру Учитель должен: Предоставлять информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных учреждениях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. Консультировать учащихся по выбору тех профессий, где нужна математика. Достигать того, чтобы на любом занятии в классе и при выполнении домашнего задания каждый учащийся получил результат в решении хотя бы одной задачи.
II. Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру Учитель должен: Обеспечивать помощь учащимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики). Использовать специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным. Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работать с родителями, семьей, местным сообществом по проблематике математической культуры. с
III. Общепедагогическая компетентность учителя математики и информатики Учителю рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы: Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ). Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных способов его обучения и развития. Определение совместно с учащимся, его родителями зоны его ближайшего развития. Определение, на основе анализа собственной деятельности с помощью методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности.
III. Общепедагогическая компетентность учителя математики и информатики Учителю рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы: Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся. Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.
III. Общепедагогическая компетентность учителя математики и информатики Учителю рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы: Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе. Организация олимпиад, конференций, турниров, математических игр в школе.