«Учебно-методические основания системы конкурсных заданий по русскому языку в разных возрастных группах и технология их выполнения. Часть 1. (На примере заданий заочного этапа XVI турнира им. М.В. Ломоносова)»
поддержка юных филологов поощрение интереса к русскому языку развитие исследовательских умений оценка уровня знаний обучающихся по русскому языку формирование портфолио успешности ученика Цель турнира:
Предметные секции: 5-е классы 6-е классы 7-е классы 8-е классы 9-е классы 10-е классы 11-е классы
Тематика заданий классы: Фонетика. Графика. Орфоэпия Лексика. Фразеология Морфемика и словообразование Морфология Синтаксис Орфография Пунктуация Выразительные средства языка
Тематика заданий 7- 9 классы: Фонетика. Графика. Орфоэпия Лексика. Фразеология Морфемика и словообразование Морфология Синтаксис Пунктуация Орфография Культура речи
Тематика заданий классы: Фонетика. Графика. Орфоэпия Лексика. Фразеология Морфемика и словообразование Морфология Синтаксис Пунктуация Орфография Теория языка
Распределение заданий по содержанию Выразительные средства языка Теория языка Разделы русского языка
Структура заданий Работа включает в себя 20 заданий Выбор ответа (Звуки произносятся, буквы пишутся и пр.) Найти ошибку Закрытый ответ (указать буквы, цифры или их сочетание), Развернутый ответ (слово, словосочетание).
Условия выполнения заданий Время выполнения всех заданий – 90 минут. Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий, баллов 5 класс, 104 – 6 класс, 142 – 7 класс, класс, 174 – 9 класс, класс, 194 балла - 11 класс. Ответ на каждое задание необходимо вписывать в бланк под номером соответствующего задания. Предусмотрены как ответы закрытого типа (указать буквы, цифры или их сочетание), так и развернутые ответы (слово, словосочетание). Ответ записывать справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Распределение заданий по содержанию, проверяемым знаниям и умениям и начислению максимального балла 5 класс Содержательные разделы Число заданий, соответствующие номера вопросов Максимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе Фонетика.Графика.Орфоэпия 4; , 2-4, 3-8, 4-5 Лексика и фразеология 4; , 6-8, 7-3, 8-6 Морфемика и словообразование 3; , 10-9, 11-4 Морфология 4; ,13-3, 14-4, 15-8 Синтаксис 2; , Пунктуация 1;
Распределение заданий по содержанию, проверяемым знаниям и умениям и начислению максимального балла 9 класс Содержательные разделы Число заданий, соответствующие номера вопросов Максимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе Фонетика.Графика.Орфоэпия 3; , 2-4, 3-8 Лексика и фразеология 4; 4-74 – 9; 5- 8, 6-8, 7-7 Морфемика и словообразование 2; , 9-15 Морфология 4; , 11-8, 12-8, Синтаксис 2; , 15 – 9 Пунктуация 2; ; Орфография 1;
Перечень проверяемых умений Фонетика. Орфоэпия Знание фонетического строя русского языка, умение проводить фонетический анализ конкретного слова, умение вычленять звук в речевом потоке и определять его признаки, знание орфоэпических норм (задание с выбором ответа) правильный ответ – 2 балла, неправильный ответ – 0 баллов Найдите слова, имеющие два общих согласных звука: 1) малина – шрапнель; 2) грач - горяч; 3) полено - пилить; 4) мять – метель Ответ: 1,2, 4
Перечень проверяемых умений Лексика и фразеология Уметь определять лексическое значение, видеть переносные значения Знать признаки заимствованных слов, уметь мотивировать многозначность слова Знание фразеологического богатства родного языка, умение восстанавливать известные устойчивые обороты и определять их значение, уместно использовать обороты в соответствии с контекстом Задания с выбором ответов, задания с закрытыми ответами 0 т 1 до 10 баллов Укажите номера, где: 1- в каких парах выделенные слова являются омонимами, 2 – в каких случаях синонимы к выделенным словам подобраны правильно.
Перечень проверяемых умений Морфемика. Словообразование Уметь находить все значимые части слова, Умение определять формообразующие и словообразовательные аффиксы, Уметь определять способы образования слов, мотивировать производные слова (выбор ответа, закрытый ответ ) От 6 д 0 15 баллов Укажите 1 – слова, в которых есть формообразующий суффикс, 2 – слова, в которых есть окончание, 3 – предложения, в которых есть слова, образованные способом перехода из одной части речи в другую. По 5 баллов за каждый верный ответ. Максимально - 15 баллов
Перечень проверяемых умений Морфология Знание грамматических категорий частей речи Умение определять грамматические признаки частей речи Уметь определять синтаксическую функцию частей речи Умение соотносить грамматические категории определенной части речи Уметь определять грамматические категории определенной части речи (выбор ответа, закрытый ответ ) От 5 д 0 10 баллов Укажите 1 – верные морфологические признаки причастия, 2 - верные морфологические признаки деепричастия. За каждый верный ответ 3 балла – всего 6 баллов
Умение находить и определять пунктуационно-смысловые отрезки, количество грамматических основ Знание пунктуационных норм Умение видеть пунктуационные ошибки От 2 до 10 баллов Перечень проверяемых умений Пунктуация задание Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятую перед КАК
Перечень проверяемых умений Синтаксис Знание типов предложений русского языка, Уметь определять типы и структуру предложений, Уметь определять функции членов предложения, Уметь вычленять группы предложений внутри сложного предложения ( выбор ответа, закрытый ответ ) от 4 до 16 баллов Укажите, каким членом предложения является инфинитив в следующих предложениях: 1 – подлежащее, 2 – сказуемое, 3 – определение, 4 – дополнение, 5 – обстоятельство.
Перечень проверяемых умений Орфография Знание орфографических норм русского языка, Знание условий выбора орфограмм Уметь находить орфографические ошибки (выбор ответа, закрытый ответ) От 6 д 0 12 баллов Укажите буквы, под которыми записаны слова, в которых возможно написание и ПРЕ-, и ПРИ -.
Перечень проверяемых умений Выразительные средства языка Знание выразительных средств языка Умение определять художественные приемы (выбор ответа, закрытый ответ) От 3 до 4 баллов Запишите название выделенного художественного приема.
Перечень проверяемых умений Культура речи Знание речевых и грамматических норм, Умение находить речевые недочеты и ошибки, квалифицировать грамматические ошибки (выбор ответа, закрытый ответ ) От д 0 10 баллов Установите соответствие между столбцами, определив, какие грамматические ошибки имеются в предложениях.
Перечень проверяемых умений История языка Знание исторических соответствий, знание исторических закономерностей умение находить признаки старославянизмов Умение опознавать старославянский язык (выбор ответа, группировка данных, открытый ответ ) От 10 д 0 12 баллов Запишите название языка, из которого пришли в наш язык слова чрезмерный, преступить, презреть, преем ник ладья, равный, перст, храм, воспеть, златой,
Перечень проверяемых умений Теория языка Знание имен и фамилий известных лингвистов, Представление о русских лингвистических теориях Вставьте имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже. ( Выбор ответа, закрытый ответ ) от 6 до 14 баллов
Область ответов вопроса Ответ 1 19…. 20
Общие методические рекомендации: 1 Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык классы. М.: Айрис пресс, Колочева В.В. Русский язык. Тесты. Орфоэпия. Грамматика. Лексика: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, Олимпиады по русскому языку. / Сост.Т.Н. Скороходова – Волгоград: ИТД «Корифей», Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для старших классов. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 5 – 6 классы. – М.: ВАКО, Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 7 – 8 классы. – М.: ВАКО, Ресурсы Интернета:
Приглашаем принять участие в Турнире им. М.В. Ломоносова 11 декабря – русский язык
Желаем успехов ! Желаем успехов !