Использование оценочных листов на уроке биологии Пономарева Людмила Алексеевна- учитель биологии БОУ города Омска «Лицей 149»
Одной из форм реализации самоконтроля или взаимоконтроля является оценочный лист Для учителя - показывает картину успешности усвоения темы не только отдельным учеником, но и классом в целом; - позволяет определить уровень усвоения материала каждым учеником и скорректировать дальнейшую деятельность. Для учащихся - позволяет повысить мотивацию, видеть изучаемую тему целостно и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. Оценочный лист :
Учиться ставить цели, -планировать свою деятельность; -выдвигать собственные идеи и анализировать идеи других; Тема урока ________________________________________________ Сформулируй цель урока ________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Определи задачи урока _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Критерии для оценивания: – Я определил цель и задачи урока – 3 – У меня были правильные идеи, но я не смог убедительно их высказать – 2 – У меня не было своей идеи, но я активно участвовал в обсуждении – 1 – Я не участвовал в обсуждении – 0 Оценка _____ Этап: Целеполагание и планирование работы ФИОСамооценка ученика Оценка учителя Итог самооценка занижена - самооценка завышена - самооценка адекватна
Критерий оценки Максимальное кол-во баллов Оценка слушателей Оценка учителя Компетентность выступающего (разбирается в существе вопроса) и его убежденность 5 Убедительность речи (аргументированность, доказательность) 5 Качество речи (плавная, ровная, без слов-паразитов)5 Владение терминологией 5 Поведение (раскрепощенность, умение общаться с аудиторией) 2 Использование иллюстративного материала или видеоряда 3 Регламент 5 ИТОГО:30 Критерии оценки устного ответа ФИОТема критерии Итог Оценочный лист устного сообщения учащегося
Лист самооценки лабораторной работы Критерии Кол-во баллов Тема не указана / указана 0/1 Цель: отсутствует или сформулирована не верно 0 сформулирована, но не четко 1 сформулирована четко и верно 2 Оборудование :запись оборудования отсутствует 0 оборудование перечислено не полностью 1 оборудование записано полно и четко 2 Ход лабораторной работы: описание хода лабораторной работы отсутствует 0 ход лабораторной работы описан не четко и не грамотно 1 ход лабораторной работы описан четко, емко и грамотно 2 Заполнение таблицы: таблица отсутствует 0 таблица заполнена не полностью, с грубыми или множеством (более 3-х) мелких ошибок и недоработок 1 таблица заполнена полностью, верно, но есть единичные (не более 3-х) незначительные ошибки 2 таблица заполнена четко и грамотно 3 Вывод: отсутствует 0 имеется, но не охватывает всего содержания проделанной работы, или, наоборот, слишком длинный и нечеткий 1 имеется, написан четко, ёмко и лаконично 2 ИТОГО: По каждому критерию обведите кружком цифры, соответствующие вашей оценке. Подсчитайте набранное количество баллов и запишите его в последней строке таблицы
Лист самооценки работы в группе критерии отлично хорошо удовлетворительно требует улучшения 1. Распределение обязанностей 2. Сотрудничество внутри группы 3. Устная презентация 4. Представление научного материала 5. Представление комплекта пособий 1. Оцени, как твоя группа справилась с работой, поставь галочку в соответствующей колонке 2. Оцени свое участие в работе группы, ответь на вопросы: критерии отлично хорошо удовлетворительно требует улучшения 1. Понимаю задание, инструкцию 2. Моя активность в группе 3. Мое участие в презентации 4. Я был полезен в команде 5. Я был (в какой роли) Подведи итоги своей работы сегодня. Над чем следует поработать?
Задания Баллы Критерии оценки Задание 1/ сравнение клетки бактерии с клетками других организмов 3 балла – все верно 2 балла – допущена 1 ошибка 1 балл – допущены 2 ошибки 0 баллов – задание не выполнено. Задание 2/ схема строения бактериальной клетки 3 балла – правильно названы все компоненты бактериальной клетки 2 балла – допущена 1 ошибка 1 балл – допущены 2 ошибки 0 баллов – задание не выполнено. Задание 3/ размножение бактерий – заполнение схемы 2 балла – правильно назван процесс, изображённый на схеме, дана его характеристика 1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. 0 баллов – задание не выполнено. Задание 4 / что происходит с бактериями при неблагоприятных условиях 2 балла – правильные ответы на два вопроса задания. 1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. 0 баллов – задание не выполнено. Работа с дополнительной информацией 2 балла – задание выполнено полностью и правильно, активное участие в работе группы. 1 балл – задание выполнено не полностью, активное участие в работе группы. 0 баллов – задание не выполнено или в работе группы не участвовал. Итого Максимальный балл – 12. Оценочный лист к уроку по теме: «Бактерии» Фамилия и имя ученика ______________________________________________________ Менее 5 баллов – требует доработки; 5 – 7 баллов – «3»; 8 – 9 баллов – «4»; 10 – 12 баллов – «5». Оценка за работу на уроке
ФИО Умение сравнивать, находить отличительные признаки Умение работать со схемой, построение речевого высказывания Работа со схемой, преобразование информации Умение работать самостоятельно, делать выводы и обобщения Умение оформить опорный конспект в тетради Уровень усвоения темы Итог Тест ученик учитель Комментарии: ______________________________________________________________________ ______ отлично __________________________________________________________________ ______ хорошо __________________________________________________________________ ______ удовлетворительно ________________________________________________________ ______ требует улучшения _________________________________________________________ Сводная таблица позволяет оценить как работу класса в целом, так и участие каждого в ней, проанализировать умение учащихся объективно оценивать свои учебные навыки и уровень знаний при изучении данной темы, сделать соответствующие выводы и спланировать коррекционные занятия.