Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae
Приписывается итальянскому историку Римско- католической церкви Цезарию Баронию ( ), автору 12-томного труда «Церковные анналы до 1198 г.» Этот труд был издан на латинском языке в 1588 г. На русский язык он переведен с польского в 1719 г.
ancilla theologiae Петр Дамиани: «Философия должна служить Священному Писанию, как служанка своей госпоже» ФОМА очень высоко оценивает возможности рационального познания!!!
Средневековье период 1 – 2 в.в. н. э. формируются начала христианской философии I – II в. на востоке Римской империи возникает Христианство и распространяется на Средиземном побережье время правления императора Константина Великого (306 – 337) христианство было признано официальной государственной религией Халкидонский собор (район Стамбула) в 451 г. закрепил положение христианства как государственной религии 23 дня 17 заседаний политические причины религиозные причины
Основные характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья Тип мировоззрения – теоцентрический Тип философствования – умозрительный
Характеристики философского мировоззрения Предмет Средневековой философии – христианство Теоцентризм Креационизм Провиденциализм Откровение
Бог абсолютный источник жизни и блага Теоцентризм – Бог абсолютное, совершенное, наивысшее бытие ( греч. Theos Бог + лат. Centrum центр круга)
Бог – абсолютное начало, Остальной мир – его творение Единственный способ познания сверхъестественного – вера Креационизм – творение мира Богом из ничего ( лат. creatio, род. creationis творение) Креационизм – творение мира Богом из ничего ( лат. creatio, род. creationis творение)
. Провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека (лат. providentia провидение) Провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека (лат. providentia провидение) Откровение – единственный способ познания сверхъестественного – вера Бог открывает человеку свою волю, истины бытия Откровение – единственный способ познания сверхъестественного – вера Бог открывает человеку свою волю, истины бытия
Патристика (1 – 2 вв. – 8 в.) Схоластика Номинализм Реализм Философские направления Средневековья
Патристика - греч. patér, лат. pater отец «Отцы церкви» Совокупность философских и теологических доктрин христианства II – VIII вв. н.э. Представители: Тертуллиан (II-III вв.) Августин Аврелий Григорий Нисский Соборы: Никейский (325 г.) (двуединая природа Христа) Халкидонский (451 г.) (Триединство Бога)
Августин Блаженный ( гг.) епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик Учитель Благодати «Исповедь», «О граде Божьем» Град земной – жизнь во плоти Град Божий – жизнь по духу Человек - это душа, которую вдохнул в него Бог Главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как "граду Божьему" Свободный выбор человека стремление к блаженству, или отказ от него
Схоластика - лат. Schola (греч. -σχολή ) Совокупность философских учений, в рамках которых осуществляется попытка рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Преподавалась в школах при монастырях.
Схоластика уделялось большое внимание рациональному подтверждению религиозной веры термин "схоластика" относится не к конкретной системе взглядов, а к конкретному способу организации богословия схоластика выродилась в логическое педантство
Основные проблемы схоластики: Проблема веры и разума способы познания Проблема универсалий Как всеобщее существует в частном? роды и виды существуют ли в реальности или же только в мысли? если допустить, что они существуют реально, то телесны они или бестелесны? и существуют ли они отдельно от чувственных вещей или же в самих вещах?
Универсалии Универсалия (от лат. universalis общий) термин средневековой философии, обозначающий общие понятия Имена не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений универсалии существуют не до, а после вещей
Представители Номинализм: Иоанн Росцелин Вильгельм Оккам Иоан Буридан Реализм: Фома Аквинский Дунс Скотт Августин Блаженный
Номинализм был связан с подчеркиванием приоритета воли над разумом Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV век Главные представители Уильям Оккам, Жан Буридан, Николай из Отрекура Термин «номинализм» происходит от латинского слова «nomen», что значит «имя»
Бритва Оккама принцип, лаконично сформулированный, как: «Не до́южно множить сущее без необходимости» Если выражать этот принцип современным языком, то получится следующее: «Не следует умножать сущности сверх необходимого» Уильям О́ккам (ок ) Мюнхен) «Быть в вере мистиком, в науке эмпириком и, где необходимо скептиком»
Ф. Аквинский ( ) «Сумма теологий» Объединяет христианское вероучение с философией Аристотеля; Проблема веры и разума; Пять доказательств бытия Бога.
Вопросы? 22