Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в рамках реализации модели образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 124» Швецова Светлана Михайловна
Притча о шляпнике ! Если наше дело – в шляпе, Если наше тело – в шляпе, Если даже мысли – в шляпе, Значит, в шляпе-то – вся суть
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ Ваши чувства, предчувствия, эмоция, интуиция по поводу предстоящей работы по сопровождению ФГОС ДО.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
КРИТИЧНОСТЬ Выявите всевозможные трудности работы с педагогами при сопровождении работы по реализации ФГОС ДО
ТРУДНОСТИ Психологические: неприятие идеологии ФГОС ДО; изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; Дидактические: неготовность педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; Организационно-методические: синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС; сопротивление новым требованиям к созданию образовательной программы Материально-технические и кадровые: недостаточное материально-техническое обеспечение; неготовность педагогов использовать имеющиеся электронные ресурсы
ОПТИМИЗМ Сформулируйте все положительное, выгодное и позитивное по вопросам сопровождения педагогов в рамках введения ФГОС ДО
Сопровождение педагогов в рамках введения ФГОС ДО Координация действий всех участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО Создание в образовательном учреждении норм и ресурсного обеспечения процесса внедрения ФГОС ДО Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников Формирование мотивационной готовности участников внедрения ФГОС ДО Обогащение современными образовательными технологиями
УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ, ВИДЕТЬ ДЕТАЛИ, ФАКТЫ
Креативность новые идеи, новые возможности Ключевой вопрос: «Какая работа по сопровождению педагогов в условиях введения ФГОС ДО должна проведена?» Технологии, формы, методы В чем они проявляются?
Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ» (Тони Бьюзен )
Модели обучения педагогов Пассивная - педагог выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Активная - педагог выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания). «Интерактивная» означает «основывающийся на взаимодействии». Но интерактивность это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.
Основные формы работы Деловая игра Тренинг Педагогический КВН Мозговой штурм Решение педагогических задач Круглый стол Дискуссия Педагогический ринг Педагогический диалог Семинар / семинар-практикум Аквариум Выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион Педагогическая мастерская Коучинг-сессия Системная «паутинка»
Формы методической работы с педагогами (пассивные) Теоретический семинар. Психолого-педагогический семинар. Проблемный семинар. Видеотренинг Психолого-педагогические чтения. Мастер – классы. Методический фестиваль Фестиваль педагогических идей Пассивные формы работы ориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
Активные формы организации методической работы Деловая игра Тренинг Решение педагогических задач Мозговой штурм Методический фестиваль Лаборатория «Информационные технологии» Ярмарка педагогических идей Разработка методического портфеля Педагогический КВН Выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион и т.п. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.
Интерактивные формы «Микрофон». Коллегам предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По залу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод. «Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа педагогов обсуждает проблему. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум». После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а коллеги обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. «Синтез идей» Данное упражнение предусматривает рассмотрение группами поэтапно всех вопросов заседания: на отдельных листах бумаги первая группа рассматривает первый вопрос, вторая – второй и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений своих коллег.
Системность, подведение итогов
SWOT анализ Сильные стороны -благоприятный психологический микроклимат в коллективе; - педагогические кадры, владеющие технологиями обеспечения социализации и индивидуализации образовательного процесса, умеющие моделировать предметно- развивающую среду, -удовлетворённость родителями работой ДОУ -связи с организациями социума -имеется опыт разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования - соответствие учреждений требованиям Сан ПиН и правилам пожарной безопасности Слабые стороны -отсутствие научно- методической поддержки -малоактивная позиция родителей в образовательном процессе, связанным с дефицитом времени
SWOT анализ Возможности -увеличение уровня доходов педагогических работников -повышение конкурентоспособности и результативности ДОУ, обусловленное улучшением качества образовательного процесса -поиск педагогических идей по обновлению содержания образования; увеличение количества инновационно - активных технологий и авторских разработок -формирование профессиональной компетенции, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с требованиями Стандарта Угрозы (риски) -сопротивления некоторых педагогов нововведениям -увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов -образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения -широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг
Рефлексивный микрофон Что показалось Вам сегодня трудным? Какие мысли прозвучали сегодня созвучны с вашими? Что показалось неубедительно с чем Вы не согласны? Какую пользу Вы извлекли из этого занятия? О чем хотелось бы поговорить подробнее?
Желаю удачи, творческих побед и душевного счастья!!!