Финансовой Университет при Правительстве РФ Музей «ЛЕНД-ЛИЗ» Выполнили студенты гр. П 1-1 факультета « Политология и социология» Кожин Никита, Иманалиев Мурад, Шурша Кирилл Тема Ленд-лиз и его значение для экономики СССР в гг. Тема Ленд-лиз и его значение для экономики СССР в гг.
О музее Музей Ленд-лиза основан на базе школы 1262 в 2004 г. Николай Германович Бородин – директор музея – вместе с историческим клубом Союз Ленд-лиз начали собирать коллекцию еще в 80-е гг. ХХ века. На данный момент коллекция музей насчитывает больше 2000 экспонатов.
Состав нашей творческой группы: Шурша Кирилл (беседует с директором музея) Кожин Никита Иманалиев Мурад
Экспонаты Музея
Всего поставки по ленд-лизу составили около 50,1 млрд долларов США (эквивалентно примерно 610 млрд долларам в ценах 2008 года), из которых 31,4 млрд долларов было поставлено в Великобританию, 11,3 млрд в СССР, 3,2 млрд во Францию и 1,6 млрд в Китай. Обратный ленд-лиз (поставки союзников в США) составил 7,8 млрд долларов, из которых 6,8 млрд долларов пришлись на Великобританию и страны Содружества. Ленд-лиз и его история Ленд-лиз – переводится с английского, как Lend – кредит, Lease – аренда. Государственная программа, по которой США передавали своим союзникам по Второй Мировой Войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты. Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 г., предусматривал следующие условия: Ленд-лиз – переводится с английского, как Lend – кредит, Lease – аренда. Государственная программа, по которой США передавали своим союзникам по Второй Мировой Войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты. Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 г., предусматривал следующие условия: поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5); переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов); в случае заинтересованности американской стороны, неразрешенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США. поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5); переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов); в случае заинтересованности американской стороны, неразрешенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.
Между СССР и США Договор о Ленд-Лизе был подписан 1 октября 1941 г., однако первый караван прибыл в порт Архангельска уже 31 августа 1941 г. из Великобритании. Анастас Иванович Микоян, говорил, что если бы не Ленд-лиз, то война далась бы тяжелее, с большими потерями и шла бы на 1-1,5 года больше. В 1945 г., после окончания Второй Мировой войны и обострения отношений между бывшими союзниками, о Ленд-лизе было запрещено говорить, пропадали упоминания о союзнической помощи. В СССР, спустя некоторое время, говорили, что роль Ленд-лиза была ничтожно мала (всего около 4 % средств, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей) и можно было обойтись и без него. В тоже время за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и, что без Ленд-лиза Советский Союз не устоял бы. Сегодня историки стали обращать внимание на то, что по ряду позиций поставки имели немаловажное значение, как в плане значимости количественных и качественных характеристик поставляемой техники, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования Современные источники, находящиеся в том числе в музее Ленд-лиза, позволяют понять важную роль поставок по Ленд-лизу и Второго фронта западных союзников в победе над нацизмом по Второй мировой войне. Между СССР и США Договор о Ленд-Лизе был подписан 1 октября 1941 г., однако первый караван прибыл в порт Архангельска уже 31 августа 1941 г. из Великобритании. Анастас Иванович Микоян, говорил, что если бы не Ленд-лиз, то война далась бы тяжелее, с большими потерями и шла бы на 1-1,5 года больше. В 1945 г., после окончания Второй Мировой войны и обострения отношений между бывшими союзниками, о Ленд-лизе было запрещено говорить, пропадали упоминания о союзнической помощи. В СССР, спустя некоторое время, говорили, что роль Ленд-лиза была ничтожно мала (всего около 4 % средств, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей) и можно было обойтись и без него. В тоже время за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и, что без Ленд-лиза Советский Союз не устоял бы. Сегодня историки стали обращать внимание на то, что по ряду позиций поставки имели немаловажное значение, как в плане значимости количественных и качественных характеристик поставляемой техники, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования Современные источники, находящиеся в том числе в музее Ленд-лиза, позволяют понять важную роль поставок по Ленд-лизу и Второго фронта западных союзников в победе над нацизмом по Второй мировой войне.
Танки По Ленд-лизу было поставлено: 1) из США – около 7172 танков 2) из Англии – около 3639 танков 3) из Канады – около 1388 танков В целом, на территорию СССР в гг. было поставлено танков, что составило 12,3% от общего количества поставленных/произведенных в СССР танков в гг. По Ленд-лизу было поставлено: 1) из США – около 7172 танков 2) из Англии – около 3639 танков 3) из Канады – около 1388 танков В целом, на территорию СССР в гг. было поставлено танков, что составило 12,3% от общего количества поставленных/произведенных в СССР танков в гг.
Танки Всего было поставлено танков М3А1 Стюарт М3 Грант Матильда Валентайн
Самолеты Всего за годы войны в СССР было поставлено самолетов, в том числе из США разных самолетов: истребители Р-40 "Томагавк", Р-40 "Китихавк", Р-39 "Аэрокобра", Р-63 "Кингкобра", Р-47 "Тандерболт ; бомбардировщиков А-20 "Бостон", В-25 "Митчелл и другие. Из Англии было поставлено «Спитфайеров» и «Харрикейнов». Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом, доля поступления иностранной техники в отечественный авиапарк составила 13%. Правда, союзники отказались поставлять СССР гордость своих ВВС – стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29, которых за войну было произведено 35 тыс. штук. А именно в таких машинах больше всего нуждались советские ВВС. Всего за годы войны в СССР было поставлено самолетов, в том числе из США разных самолетов: истребители Р-40 "Томагавк", Р-40 "Китихавк", Р-39 "Аэрокобра", Р-63 "Кингкобра", Р-47 "Тандерболт ; бомбардировщиков А-20 "Бостон", В-25 "Митчелл и другие. Из Англии было поставлено «Спитфайеров» и «Харрикейнов». Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом, доля поступления иностранной техники в отечественный авиапарк составила 13%. Правда, союзники отказались поставлять СССР гордость своих ВВС – стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29, которых за войну было произведено 35 тыс. штук. А именно в таких машинах больше всего нуждались советские ВВС.
На слайде изображена машина трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина, на которой он летал в 1943 и 1944 гг., а именно Р39-Аэрокобра. На слайде изображена машина трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина, на которой он летал в 1943 и 1944 годах, а именно Р39- Аэрокобра.
Автомобили Всего было поставлено около 480 тыс. автомобилей, из них 85 % из США. Общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, при этом доля Ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Из США было поставлено мотоциклов. Всего было поставлено около 480 тыс. автомобилей, из них 85 % из США. Общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, при этом доля Ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Из США было поставлено мотоциклов.
Автомобили Около 450 тыс. Студебекеров Около 50 тыс джипов Willys MB
Поставки вооружения Стрелкового оружия по Ленд-лизу было поставлено около единиц (примерно 0,75% от всего поставленного в Красную Армию стрелкового оружия) ЗСУ и САУ было поставлено 1807 единиц. Это составило 7,8% от всей такой техники БТР, поставленные по Ленд-лизу, составили 100% от советского парка данной техники Стрелкового оружия по Ленд-лизу было поставлено около единиц (примерно 0,75% от всего поставленного в Красную Армию стрелкового оружия) ЗСУ и САУ было поставлено 1807 единиц. Это составило 7,8% от всей такой техники БТР, поставленные по Ленд-лизу, составили 100% от советского парка данной техники
арктическим конвоем в Мурманск по Черному морю через Иран через дальний Восток через советскую Арктику Маршруты поставок Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: Наиболее известным из этих маршрутов является мурманский. Героизм моряков арктических конвоев воспет во множестве книг и кинофильмов.
На диаграмме 4 - соотношение объема грузоперевозок по различным маршрутам в длинных тоннах. Как видим, через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев.
На диаграмме 5 видим насколько эффек- тивно действовали Люфтваффе и немецкие военные (Кригсмарине) суда по арктическим конвоям. Наиболее безопасным и удобным маршрутом являлся тихоокеанский путь из Аляски на Дальний Восток (46% от общего объема поставок) или через Северный Ледовитый океан в арктические порты (3%). В основном ленд-лизовские грузы доставлялись в СССР из США морем. Однако большая часть авиации двигалась из Аляски в СССР своим ходом (тот самый Ал Сиб). На этом пути также возникали свои трудности.
Экспонаты музея. Помимо оружия, представленного на предыдущих слайдах, союзники поставляли в СССР еду, медикаменты, оружие и даже игрушки.