1 Формирование эффективного местного самоуправления как задача развития (модернизации) России (вклад г. Киров в стратегию развития России; по мотивам «идеологии», заложенной в Паспорте МЦП «Развитие муниципального управления в МО «г.Киров» на гг.») Выступление на семинаре 1 г.Киров, 3 июня 2008 г. Вобленко С.В. Член Европейского клуба экспертов местного самоуправления
2 Темы для обсуждения 1. Постановка проблемы 2. Решение проблемы («идеология» подхода) 3. Стратегия формирования эффективного местного самоуправления (как основа повышения конкурентоспособности местного сообщества): структура, содержание (укрупненно) 4. Последовательность действий как основа успеха 5. Рабочие органы
3 1. Постановка проблемы (о чём мы говорим населению и чем занимаемся на самом деле)
4 1. Постановка проблемы Население окружено: - «реформами» (реформа административная, реформа бюджетного сектора, реформа политической системы, реформа бюджетного процесса…) - «совершенствованием» и «развитием» (развитие России до 2020 г., развитие управления) Но эти меры носят административный характер. Население не принимает активного и массового участия в их реализации. ПОЧЕМУ?
5 1. Постановка проблемы Политический аспект: «административная реформа», «бюджетная реформа», «развитие муниципального управления» - всё нужно! Такие названия (на местном уровне) политически не выгодны: сама формулировка заголовка программы ориентирована на восприятие гос. власти, а не на понимание и поддержку населением. нет ориентации на интерес населения
6 1. Постановка проблемы Управленческий аспект: «реформа», «развитие», «совершенствование» не могут быть целями, поскольку не дают ответа на вопросы «КУДА? ДЛЯ КОГО? ЗАЧЕМ?» Это = инструменты В название программы надо выносить именно конечные цели, «интересные» и понятные людям.
7 1. Постановка проблемы Чем мы занимаемся на самом деле, когда говорим об «административной реформе», «совершенствовании управления»? Какое содержание скрыто за типовыми названиями «реформа», «развитие», «совершенствование»? Как обеспечить поддержку населения и включить его в процесс (хотя бы на уровне понимания движущих мотивов власти)? Как сделать, чтобы и государственная власть увидела в муниципалитете равноправного партнера?
8 1. Постановка проблемы К этому добавляется ряд профессиональных вопросов: – реформа бюджетного процесса (уже активно проводится; есть Кодификатор функций; определена система органов МСУ), - стандарты услуг (только начинают разрабатываться) - внедрение БОР (заканчивается, поправки в БК РФ) - на очереди реструктуризация бюджетного сектора Имеет ли значение последовательность действий? Как это связано со стратегией развития МО? Что это дает жителям в долгосрочном плане?
9 2. Решение проблемы 2. Решение проблемы: «идеология» подхода (как обеспечить лидерство МО в процессах модернизации РФ, региона)
10 2. Решение проблемы - Конечная цель: повышение качества жизни и благосостояния жителей (принята стратегия СЭР г. Кирова). - Одно из стратегических направлений (подцелей) стратегии СЭР г. Киров = формирование эффективного самоуправления (как логическое завершение процессов модернизации власти в России на местном уровне; как «привязка» поставленной в стратегии развития России задачи эффективности власти под местные условия)
11 2. Решение проблемы «Управленческий инструмент» достижения подцели (направления) (Ст.17 ФЗ 131-ФЗ) комплексная МЦП «Стратегия формирования эффективного местного самоуправления (как основа повышения конкурентоспособности местного сообщества)» /рабочее название/
12 2. Решение проблемы - Реализация МЦП предполагает ряд взаимосвязанных этапов («пакет» шагов). Важно 1) определить «внутреннюю» структуру МЦП 2) соблюдать последовательность действий (этапов, шагов): не закончив один этап, нельзя приступать к другому, поскольку результаты одного этапа используются в другом как исходная основа. Некоторые этапы можно запускать параллельно.
13 3. Стратегия формирования эффект. МСУ 3. Стратегия формирования эффективного местного самоуправления (как основа повышения конкурентоспособности местного сообщества): структура, содержание (укрупненно)
14
15 3. Стратегия формирования эффект. МСУ Как этот подход «политически грамотно» объяснить субъекту РФ и федеральной власти? такой подход = отработка комплексной модели (эксперимент?) «сервисного государства» (главное назначение и оправдание существования любой власти – обслуживать интересы населения) Поэтому всё и начинается с системы публичных муниципальных услуг.
16 3. Стратегия формирования эффект. МСУ 1. Формирование системы (публичных) муниципальных услуг, обязательств и функций, соответствующих текущим потребностям жителей. Цель: сделать население прямым «заказчиком» услуг (население определяет, какие услуги нужны, а власть – эффективно предоставляет услуги). Конечный результат: - система муниципальных услуг, обязательств функций, имеющих стандарты (качества и количества) и показатели результативности - процедура участия населения: в ежегодном определении приоритетности услуг, в оценке качества предоставляемых услуг
17 3. Стратегия формирования эффект. МСУ 2. Формирование профессиональной, ответственной и результативной местной власти (программа развития муниципальной службы?) Цель: увязать систему органов самоуправления с системой муниципальных услуг (система ОМСУ отражает систему услуг; принцип «один орган /центр ответственности/ – одна услуга») (орган самоуправления существует лишь поскольку он предоставляет услуги населению, осуществляет функции - иного основания для создания и оценки результативности деятельности органа просто нет)
18 3. Стратегия формирования эффект. МСУ 2. Формирование ответственной и результативной местной власти (продолжение). Конечный результат: - распределение сфер ответственности по предоставлению услуг заданного качества и количества за конкретными ОМСУ (формирование системы «центров ответственности» за предоставление услуг) - переход к индикативному управлению в сфере осуществления функций органов власти: = кодификатор функций управления = стандартизация функций (админ. регламенты), = «муниципальное задание на управление»
19 3. Стратегия формирования эффект. МСУ 2. Формирование ответственной и результативной местной власти (продолжение) Конечный результат (окончание): - механизм участия населения в оценке результативности деятельности органов самоуправления, - система «муниципальных результативных контрактов» с муниципальными служащими.
20 3. Стратегия формирования эффект. МСУ Это официально называют «административной реформой». Но здесь «реформа» показана с содержательной стороны: даётся чёткий ответ на вопрос В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ДЛЯ КОГО? Под такую «идеологию» всегда можно найти сторонников среди населения.
21 3. Стратегия формирования эффект. МСУ 3. Формирование эффективного муниципального сектора экономики, ориентированного на потребности жителей Цели: - система МУП и МУ должна обеспечивать предоставление муниципальных услуг установленного качества и в соответствии с потребностями населения, - развитие многообразия способов предоставления услуг на территории МО (пошаговое развитие конкуренции в сфере предоставления муниципальных услуг).
22 3. Стратегия формирования эффект. МСУ Конечный результат: - переход к «индикативному управлению» (управление по индикаторам конечных результатов), в т.ч. = стандарты муниципальных учреждений, = система критериев эффективности деят-ти МУП/МУ, отражающая соблюдение стандарта услуг, = «муниципальное задание» (как основа планирования и оценки результатов деятельности МУП/МУ) - механизм участия населения в оценке результативности деятельности предприятий и учреждений
23 3. Стратегия формирования эффект. МСУ Конечный результат (окончание): - стимулирование многообразия способов предоставления муниц. услуг (критерии и процедуры реструктуризации бюджетного сектора), = механизм формирования системы платных услуг, = механизм формирования услуг, передаваемых НГО, = механизм и критерии эффективности для оценки целесообразности сохранения (реорганизации) МУП, = механизм и критерии эффективности для оценки возможности перевода БУ в АУ, = «муниципальный контракт» на оказание муниципальной услуги Это «официально» называют «реструктуризацией бюджетного сектора».
24 3. Стратегия формирования эффект. МСУ 4. От «бюджета затрат» к «бюджету услуг» Цель: используя механизм БОР, перейти к формированию бюджета, отражающего систему услуг населению (БОР = «бюджетирование, ориентированное на услуги», «бюджетирование услуг». «бюджет услуг»). МинФин хорошо отработана типовая «программа реформы муниципальных финансов + методические рекомендации.
25 3. Стратегия формирования эффект. МСУ 5. Формирование местного сообщества как субъекта самоуправления Цель: формирование и развитие потенциала местного сообщества - человеческий потенциал (опыт, знания, качество рабочей силы) - потенциал «соседства» = ТОС, НГО… - потенциал сотрудничества («совместное управление» как преодоление отрыва власти от населения)
26
27 Конечные результаты (укрупненно) - развитие «человеческого капитала» - повышение конкурентоспособности МО в целом концепция конкурентоспособности Евросоюза 1) «человеческий капитал» 2) потенциал инноваций 3) (информационные) технологии 3. Стратегия формирования эффект. МСУ
28 4. Последовательность действий как основа успеха
29
30 4. Последовательность действий С чего начать? Сначала: с «формирования» публичных муниципальных услуг, обязательств, функций как конечных результатов деятельности. Затем: формирование эффективной власти (см. выше, раздел 3, направления 1 и 2). И во всех процессах - привлекать население! ПОЧЕМУ начинать с услуг?
31
32 5. Рабочие органы
33
34 Спасибо!