Развитие муниципальной системы образования в контексте создания региональной ОП. Светличная С.В., начальник УО г.Ачинска
«Красноярский вариант» (?????????) Основные приоритеты: 2 Качество и доступность образования Работа с детьми с особыми образовательными потребностями Сетевые кооперации Взаимодействие с высшим, средним профессиональным звеном Кадровая политика
«Ачинский вариант» (?????????) 3 Программный бюджет = ПРМСО «Ачинский вариант» (инвариант/вариант) МСОК – ядро ПРМСО ? «Вариант»: ключевые проектные точки ? «сильное» / «слабое» В основу ПРМСО ориентир на капитализацию ЧР и потенциал Л. Человеческий капитал совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Человеческий потенциал (в общем значении) - способность человека (индивида) либо человечества (совокупность индивидов) проявить теоретические возможности на практике. * Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом. Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений.
Щедровицкий Петр Георгиевич член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» заместитель директора Института философии РАН по развитию советник генерального директора Госкорпорации «Росатом» Лекции гг.: Канал на YouTube: Цикл лекций «Человеческие ресурсы и человеческий капитал в контексте углубления разделения труда: диалектика влияния»
© П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Факторы (стимулирующие / ограничивающие) капитализации человеческого ресурса 5 Образование Подготовка Личный опыт Доступ к информации Рынок труда Мобильность Здравоохранение Здоровый образ жизни Среда обитания Социальный и экономический контекст показывает, используется ли человеческий капитал эффективно в системе разделения труда, или существуют барьеры, снижающие отдачу на инвестиции в человеческий капитал Блок среды обитания и здоровья схватывает то, как различные географические, экологические и физиологические факторы влияют на человеческий капитал Блок подготовки и образования включает образование, личные навыки, таланты и опыт участия в деятельности (в т.ч. в инновационных проектах), личные программы развития Однако, подлинная революция в сфере человеческого капитала происходит в ХХ в. Образование и подготовка уступают место не только альтернативным каналам трансляции представлений и знаний (таким как СМИ), но и вынуждены устраиваться в более сложный механизм воспроизводства ЧК. Что же происходит в основании пирамиды?
Вертикальная мобильность Горизонтальная мобильность Церковь. принимая «своих последователей из любых социальных слоев, а в особенности из низших, давали людям простого происхождения возможность подняться до высоких социальных позиций» 1 Армия. «потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких чинов. В ходе войны эти люди продвигаются в звании прежде всего при наличии таланта» 1 Семья. Например, брак, особенно с представителем другого социального статуса Торговля. Например, распространение купеческой деятельности голландцев на территориях прибалтийских государств. Наемная армия. Профессиональные цеха. Развлечения: бродячие артисты, цирки, художники. Исторически, в традиционном оседлом аграрном обществе мобильность была возможна внутри узких корпоративных или профессиональных групп: Социальные пласты Каналы вертикальной мобильности: Каналы горизонтальной мобильности: 1 П.А. Сорокин «Социальная мобильность, ее формы и флуктуации» Вертикальная и горизонтальная мобильность 6 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.
Диагональная мобильность Сегодня, когда вертикальная мобильность в корпорациях купируется социальными барьерами, а горизонтальная – исчерпывает свой ресурс за счет однократного переезда в место концентрации профессиональной деятельности, вес механизма «диагональной мобильности», который обеспечивает рост масштаба деятельности за счет смены функционального места в различных корпорациях или организациях, возрастает. Другим механизмом «диагональной мобильности» является миграция человека или семьи в место концентрации деятельности и специалистов, при котором он сам может ничего не выиграть из-за конкуренции, но его дети выигрывают за счет получения гражданских прав и социального пакета. Вертикальная мобильность Горизонтальная мобильность Вес «диагональной» мобильности нарастает от «Нулевой» к III промышленной революции Вес механизма «диагональной» мобильности нарастает от «Нулевой» к III промышленной революции: ремесленное РТ внутри европейских -> «Нулевая» промышленная революция – переезд протестантов в Северные Нидерланды; «Нулевая» -> I промышленная революция – миграция протестантов в Англию, переезд в английские колонии, в т.ч. США, внутриевропейский процесс; I -> II промышленная революция - из Европы в США уехало более 20% населения. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 7
Смена институционального ядра подготовки и образования 8 Новым институциональным ядром процессов подготовки и образования становится индивидуальная образовательная программа, которая сменяет в этой функции образовательное учреждения. Переход к индивидуальной образовательной программе задает требования: к изменению системы разделения труда вокруг поддержки индивидуального самоопределения, индивидуальной образовательной траектории и траектории человека, которая прострагивается как ряд «входов» и «выходов» из мест в СРТ; к созданию новых технологических пакетов подготовки и образования в этом контексте. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Обра- зование Подготовка Личный опыт Доступ к информации Рынок труда Мобильность Здравоохранение Здоровый образ жизни Среда обитания
СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС……. 9 ?
Что дальше? 5 вызовов, которые стоят перед системами подготовки и образования © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 10 Появление новых технологий в образовании Изменение институционального ядра сферы образования и подготовки кадров. ИОП вместо обр. учреждений Изменение самого человека Смена онтологии лет лет лет Джаз и рок – вместо симфонического оркестра. Нейронет лет Переход к III-й промышленной революции. Целостного образа III промышленной революции еще нет. Часть мира только входит в процессы I и II промышленных революции. Для России это усугубляется проблемами ХХ в., в т.ч. неудачной индустриализацией лет Формирование социальной прослойки заинтересованных в получении картины мира = образования (ориентир – 2% населения земного шара ~ 200 млн. чел.)
Продолжительность жизни выходит на передний план в качестве интегрального показателя оценки таких факторов капитализации человеческих ресурсов как среда обитания, здоровый образ жизни, здравоохранение. От вертикальной мобильности внутри «узких» корпоративных каналов и горизонтальной мобильности торговли и профессиональных сообществ общество переходит к «диагональной» мобильности. Блок среды обитания и здоровья схватывает то, как различные географические, экологические и физиологические факторы влияют на человеческий капитал © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. В период III промышленной революции меняется институциональное ядро факторов капитализации человеческих ресурсов 11 Социальный и экономический контекст показывает, используется ли человеческий капитал эффективно в системе разделения труда, или существуют барьеры, снижающие отдачу на инвестиции в человеческий капитал Блок подготовки и образования включает образование, личные навыки, таланты и опыт участия в деятельности (в т.ч. в инновационных проектах), личные программы развития Обра- зование Подготовка Личный опыт Доступ к информации Рынок труда Мобильность Здравоохранение Здоровый образ жизни Среда обитания Институциональным ядром в области подготовки и образования вместо образовательного учреждения становится индивидуальная образовательная программа.
Включенность, успешность, компетентность, мобильность… 12 Образовательный процесс (орг.диалог, сетевой аспект) Муниципальная ИОС (техническая составляющая, образовательная, методическая…) как просветительский фактор развития всех субъектов системы образования Интеграция общего / дополнительного образования …
13