Межличностное общение воспитателя и воспитанника МБДОУ Детский сад «Аленка» Старший воспитатель Белова Т.В. Белова Т.В.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый социальными потребностями и включающий в себя обмен информацией, взаимопонимание и взаимопознание. сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый социальными потребностями и включающий в себя обмен информацией, взаимопонимание и взаимопознание.
Стороны общения Коммуникативная (обмен словесной информацией) Интерактивная (жесты, мимика, позы, прикосновения) Перцептивная (тембр голоса, темп речи, запахи)
Модели педагогического общения: Учебно-дисциплинарная модель Учебно-дисциплинарная модель Личностно – ориентированная модель Личностно – ориентированная модель
Учебно-дисциплинарная модель «Делай как я!» Цель обучения : вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Цель обучения : вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция педагога: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Личностная позиция педагога: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.
Личностно – ориентированная модель Цель: обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Цель: обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Педагогическое общение – продуктивное общение. Уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с педагогом; Уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с педагогом; Интерес к миру воспитанника и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху; Интерес к миру воспитанника и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху; Восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами. Восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.
Активное слушание – вид слушания, в котором проявляется отражение информации. Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое при помощи невербальных средств общения (поза, доброжелательный взгляд, направленный на собеседника); Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое при помощи невербальных средств общения (поза, доброжелательный взгляд, направленный на собеседника); Уточняющие вопросы; Уточняющие вопросы; Вопросы построенные по типу: «Правильно ли я понял, что…?»; Вопросы построенные по типу: «Правильно ли я понял, что…?»; Получение ответа на свой вопрос. Получение ответа на свой вопрос.
Зоны общения Интимная зона ( см) - допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина - возбуждающего, стрессового гормона. Интимная зона ( см) - допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина - возбуждающего, стрессового гормона. Личная зона ( см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт. Личная зона ( см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт. Социальная зона ( см) - официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают. Социальная зона ( см) - официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают. Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге. Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге.
Личностные роли. Личностные роли. Взрослые позиции Родитель (учу, Забочусь, Опекаю) Взрослый (самостоятельный, уверенный, ответственный Человек) Детские позиции Ребенок (милый творческий малыш) Инвалид (несчастная беспомощная жертва)
интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения; интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения; способность эмоциональной эмпатии и понимания людей; способность эмоциональной эмпатии и понимания людей; гибкость, оперативно-творческое мышление; гибкость, оперативно-творческое мышление; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой; умение управлять собой; способность к спонтанной коммуникации; способность к спонтанной коммуникации; умение прогнозировать возможные педагогические ситуации; умение прогнозировать возможные педагогические ситуации; хорошие вербальные способности; хорошие вербальные способности; владение искусством педагогических переживаний; владение искусством педагогических переживаний; способность к педагогической импровизации. способность к педагогической импровизации.
Спасибозавнимание!