Карелия. Суоярви. Мищенко С.Н.
1 вариант. 1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. (2) « Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!» - кричали она волейболистам соседнего двора. (3) И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4) Будто он сам умел принзимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её. (5) Отец был намного старше мамы. (6) Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7) И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8) На зато она приучила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику. (9) А еще она научила отца судить волейбольные матчи. (10) И когда отец со свистком во рту садился сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым человеком, его возраст куда-то пропадал… (11) И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени. (12) Хотя никто его всё же так не называл. (13) Зато вслед за мамой все уважительно именовали его: « О справедливейший из справедливых!» (14) И папин свисток был для спортсменов законом. (15) А дома судьёй была мама. (16) Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18) Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19) Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке. ( По А. Алексину)
Лексические явления Грамматические явления
Проверим Лексические явления Грамматические явления 1-2. «По имени-отчеству» – просторечное, вместо нейтрального «по имени и отчеству». «Просто Лелей» - разговорный оборот речи. « Мы вам покажем» – фразеологизм, зачастую используется в качестве шутливо- иронической угрозы в чей-либо адрес. Все эти выражения, свойственные разговорной речи, передают восхищение ребят Колькиной мамой, ставшей членом их команды. Значение слова Величать по Ефремовой:Величать - 1. Называть кого- л. почтительно, выражая уважение. Слово книжного, «высокого» стиля речи подчёркивает особое уважение ребят. Предложение с прямой речью (2) передаёт восторженное и уважительное отношение ребят к «просто Леле». Их уверенность в победе, вера в Лелю переданы с помощью восклицательного предложения. Предложение 19. «Достижимый» - такой, которого можно достичь, добиться. (Академический словарь русского языка). Слово книжного, «высокого» стиля речи подчёркивает умение мамы сделать жизнь в семье гармоничной. Предложение 18 – сложное бессоюзное, в котором три последующих раскрывают смысл первого, поясняя, что именно преображало возвращение мамы с работы.
Используя лексические и грамматические явления в 1, 2 и 18 предложениях, заполните таблицу Тезис Русский филолог Лев Васильевич Успенский утверждает: «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Комментарий к тезису Пример лексического явления в тексте, его роль Пример грамматического явления в тексте, его роль Вывод Таким образом, мы видим, что лексическое значение слова отражает представление человека о мире, о людях, но, если слова не строить в предложения, мы не сумеем понять друг друга. Грамматика – это закон построения мыслей в тексте.
15.1. Напишите сочинение- рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» К. Федин. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» К. Федин.
Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм. 1. Соотнесите данное определение со смыслом цитаты. Оно шире или уже заданной темы сочинения? 2. Какие явления языка мы будем рассматривать? 3. Как вы понзимаете смысл высказывания : «Точность слова является требованием смысла»? Автор подбирает слова согласно смыслу, заложенному в тексте.
1. Чтобы выделить какое-либо лексическое явление в исходном, лучше сначала выполнить задание А1 теста и сориентироваться по нему, в чем главная мысль текста. 2. Теперь нужно посмотреть, какие слова в тексте указывают на основную мысль автора, то есть выделить ключевые слова. 3. Найдите в тексте Пример 1 и Пример 2, подтверждающие (иллюстрирующие) понятия, обозначенные ключевыми словами, прокомментируйте их. 4. Для этого надо помнить, что лексические явления можно рассмотреть на примере однозначных слов, многозначных слов, фразеологизмов, синонимов, антонимов, в том числе и контекстных, лексики с точки зрения стилистической окраски (слова книжные и разговорные, просторечные); лексики с точки зрения эмоциональной окраски (эмоционально окрашенные слова, экспрессивные) лексики с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы); лексики с точки зрения происхождения (исконно русские слова и иноязычные); лексики с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы).
Найдите лексические единицы, созданные на основе переносного значения слова: олицетворение, метафору, эпитет. И на основе их выстраивайте аргументы. Здесь вам поможет задание А3, включающее в себя тропы, и повторение лексических явлений и их роли в тексте.
Определение РольПримеры ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ. - Делают речь образной, выразительной, - уточняют мысль, делают её ярче, - характеризует героя, его поведение и состояние. Рыбки были золотые и очень красивые. Глаза её остановились от боли и тоски. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов, понзимаемые в переносном смысле. Языковое средство с положительной эмоционально- экспрессивной окраской или с отрицательной (без царя в голове неодобр., мелкая сошка пренебрежет., грош цена презр.). усилить наглядность и образность текста, создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или униженности), передать авторские чувства и оценки. Грозная тревога всколыхнула весь народ от мала до велика. Теперь он окончательно пал духом. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась.
Определение с примерами Роль Стилистически окрашенная лексика. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ (ОЦЕНОЧНАЯ) ЛЕКСИКА, в том числе: а) слова с положительной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, сокровенный; возвышенно- одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, б) слова с отрицательной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежетельные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина. может: придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание; служить средством речевых характеристик героев; служить средством передачи авторских эмоций и оценок.
Определение РольПримеры СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА, в том числе: а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально- деловая: нижеподписавшиеся, докладная; поэтическая: лазурный, очи, ланиты может: придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание; служить средством речевых характеристик героев; служить средством передачи авторских эмоций и оценок. - Бабуля, это к тебе, - сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. Делегация молча удалилась. (Б.Васильев) - Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. - Только пикни у нас.
Определение РольПримеры ЛЕКСИКА ПРОСТОРЕЧНАЯ (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежетельной, бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач) для передачи речевых характеристик изображаемых персонажей: для выражения авторских оценок, чувств и эмоций: «Удались, бабка! Сей момент удались отседо ва. Щукарь указывал на дверь. Ты меня чудок жизни не решила». (М. А. Шолохов) Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки.
Название Определение Примеры Метафора Основана на перенесении значения по подобию, сходству, скрытое сравнение. Развёрнутая метафора это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом). Например, мы можем найти сходство между красивой девушкой и цветком и сказать: эта девушка прекрасный цветок. Наблюдая звёздную ночь, мы можем уподобить её состояние цветению деревьев или садов и сказать о ней так: ночь цвела звёздами. 3 зима прошла, в город вернулось солнышко, и Лёка радовалась солнышку. Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...
Название Определение Примеры Эпитет Художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое- нибудь его отличительное свойство. Чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают и существительные («волшебница-ззима», «мать - сыра земля»); наречия («на севере диком стоит одиноко»); деепричастия («волны несутся, гремя и сверкая»). В народном поэтическом творчестве встречаются постоянные эпитеты: солнце красное; море синее; ветер буйный и т.д., которые могут быть использованы поэтом для создания определенного художественного эффекта.
Олицетворение Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь, всё дальше…Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору.
Средство выразительности Пример Роль в тексте Стилистические антонимы. Однокоренные слова, одно из которых употребляется в прямом значении, а второе – в переносном. Найдите в 10 и 16 предложениях метафоры.
Групповые задания: найдите средства выразительности в предложениях 5, 9, 10, 15, объясните их роль в тексте Средство выразитель ности Пример Роль в тексте Стилистич еские антонимы Отец – мама « … не величали», а «называли просто Лелей». Маму «называли», а отца «именовали». Автор использует стилистические антонимы «отец» и «мама». Слово «отец» (не папа!) подчёркивает его возраст (« Отец был намного старше мамы»), его авторитет среди спортивной дворовой команды и уважительное отношение сына. Второе слово в антонимической паре - «мама». Оно тёплое, в нём выражается особая близость к родному человеку. Им подчёркнута и особая роль мамы в этой семье. Она не только «судья» в доме, но и преображает всю жизнь своих близких, делает её гармоничной. « … не величали», а «называли». «Величать» – слово высокого, книжного стиля речи, а «называть» - нейтрального. Так подчёркивается отношение ребят к Колькиной маме – молодой, красивой и сильной женщине, которая была им старшим другом.
Однокоренные слова, одно из которых употребляется в прямом значении, а второе – в переносном. … научила отца судить.. матчи.. А дома судьёй была мама. Отец был судьёй во время волейбольных матчей. Здесь слово используется в прямом значении. Говоря о том, что «дома судьёй была мама», автор использует переносное значение слова, чтобы подчёркнуть её справедливое, объективное отношение ко всем членам семьи. Найдите в 10 и 16 предложениях метафоры. «… его возраст куда- то пропадал»; «Она никогда не давала громкого свистка». Автор показывает, что участие в общих делах с детьми делает человека молодым. Маме не требовалось командовать, повышать голос на своих близких, потому что все признавали справедливость её решений.
15.1. Сочинение – результат коллективной работы К. Федин утверждает, что «точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Нельзя не согласиться с тем, что для воплощения авторского замысла нужны точные, специально подобранные слова. Убедимся в этом. Перед нами текст художественного стиля речи, и задача автора – средствами этого стиля показать, какую роль в жизни ребёнка играют родители. Говоря об отношении мальчика к ним, автор показывает, как он их называет, и для этого использует очень точные стилистические антонимы: отец и мама. Слово «отец» (не папа!) подчёркивает его возраст (« Отец был намного старше мамы»), его авторитет среди спортивной дворовой команды и уважительное отношение сына. Второе слово в антонимической паре - «мама». Оно более тёплое, в нём выражается особая близость к родному человеку. Им подчёркнута и особая роль мамы в этой семье. Она не только «судья» в доме, но и преображает всю жизнь своих близких, делает её гармоничной. Оба родителя дороги Кольке, но каждый по-своему. С отцом его объединяет любовь к маме, ощущение одиночества в моменты её отсутствия. А. Алексин находит очень яркое сравнение, чтобы передать это чувство (предложение 17): они похожи на пассажиров, ожидающих запаздывающий поезд. Таким образом, мы видим, что воплощение авторского замысла требует точного отбора выразительных средств языка.
Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике. В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли. Как это сделать? Определите тему (о чём текст?) идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
1. Выберите (предложите) наиболее подходящее заглавие текста. Прокомментируйте свой выбор. 2. Передайте в сжатом виде основное содержание текста. 1. Выберите (предложите) наиболее подходящее заглавие текста. Прокомментируйте свой выбор. 2. Передайте в сжатом виде основное содержание текста. 1. Что нужно было в жизни отцу и Кольке? Что должно было стать «достижимым»? 2. Как мама помогла им достичь того, в чём они нуждались? Как она построила жизнь семьи, на каких началах? Как помогла мужу почувствовать себя моложе своих лет и стать нужным Кольке и его друзьям? Как мама сделала жизнь Кольки счастливой? 1. Что нужно было в жизни отцу и Кольке? Что должно было стать «достижимым»? 2. Как мама помогла им достичь того, в чём они нуждались? Как она построила жизнь семьи, на каких началах? Как помогла мужу почувствовать себя моложе своих лет и стать нужным Кольке и его друзьям? Как мама сделала жизнь Кольки счастливой?
Справедливость – Справедливое отношение к кому-л., чему-л.; беспристрастие. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой. Справедливость - положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона. Справедливость - беспристрастие, нелицеприятность, непредубеждённость, непредвзятость, объективность, правда, честность, достойность, праведность, непредубежденность, понятность, правильность, верность, беспристрастность, законность, достоверность, истинность, заслуженность, правосудие. Ant. несправедливость, пристрастность, неверность, лживость, неточность, неправильность. (Словарь синонимов).