М ЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОДНОГО ИЗ РАЗДЕЛОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ : «Ф ОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ». Понятова Наталья Александровна. Воспитатель МБДОУ 77 Комбинированного вида Ленинского района г. Нижнего Новгорода
С ВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ Понятова Наталья Александровна 1959 г. р. МБДОУ д/с комбинированного вида 77 Воспитатель I категории Стаж работы 32 года Педагогический стаж работы в МБДОУ комбинированного вида года Квалификационные курсы 2008 г. ГОУ ДПО по теме «Теоретические и методические основы развития ребенка в образовательном пространстве ДОУ». Награждена: Почетной грамотой Управления образования 2004 г. Грамотой Управления образования 2009 г.
Основные направления развития детей Физическое развитие Физическая культура Здоровье Познавательно- речевое развитие Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Социально- личностное развитие Социализация Безопасность Труд Художественно- эстетическое развитие Художественное творчество Музыка
Познавательно- речевое развитие Познание Задачи: С енсорное развитие. П ознавательно-исследовательская и продуктивная (конструирование) деятельность Ф ормирование элементарных математических представлений. Р асширение кругозора. Недостаточное развитие пространственных представлений у детей средней группы определило дальнейшее направление работы. Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности: продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Уровень сформированности пространственных представлений в дошкольном возрасте определяет дальнейшее успешное обучение ребенка в школе.
П РОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ДОУ имеет место « Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида 77». Содержание образовательной области «Познание» решается на основе освоения программы «Детство» одним из разделов которой является раздел «Первые шаги в математику». В этом разделе указаны конкретные задачи по ориентировке в пространстве на каждый возрастной период. В работе по развитию элементарных математических представлений использовала методическое пособие Л.В. Минкевич «Математика в детском саду».. Для более углубленной работы по данному направлению использовала дополнительно методические пособия: И.К. Боровская, И.В.Ковалец «Развиваем пространственные представления», «Учусь ориентироваться в пространстве» серия «Познание окружающего мира», «Ориентировка в пространстве» папка дошкольника, Т.А.Павлова «Развитие пространственного ориентирования» сборник игровых упражнений, С. Гаврина,Н. Кутявина, И. Топоркова, С.Щербинина «Пространство вокруг нас» А.В. Сунцова, С.В.Курдюкова «Изучаем пространство»
А НАЛИЗ УРОВНЯ ДЕТЕЙ ПО РАЗДЕЛУ «Р АЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ». В начале учебного года в средней группе я провела анализ уровня освоения детьми программы «Детство». Мною была использована «Педагогическая диагностика - основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса» авторы Е.М. Ельцова, Н.Н. Горбачевская по разделу «Первые шаги в математику». Показатели развития пространственных отношений выделила в отдельный график. Исходя из полученных данных Были определены задачи работы по данной теме, разработан перспективный план, намечены основные направления, а так же формы работы с детьми.
Ц ЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель: формирование элементарных знаний о пространстве и элементарных навыков ориентации, которые необходимы для подготовки детей к школе. Задачи: Ориентировка «на себе»; освоение «схемы собственного тела». Ориентировка на внешних объектах; выделение различных сторон предметов: передних, задних, верхней, нижней, боковых. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево. Определение расположения предметов в пространстве «от себя». Определение собственного положения в пространстве относительно различных объектов. Определение пространственной размеренности предметов относительно друг друга. Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости.
Формы работы с детьми Фронтальная Подгрупповая Индивидуальная
Методы и приемы словесный Рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей наглядный образец, показ реальных предметов, картин игровой дидактические игры и упражнения, подвижные игры
Для достижения положительных результатов мною были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду, а именно : создана картотека дидактических игр по разным направлениям, приобретены настольно - печатные игры «Что где находится?», «Направо - налево.» и др.; подобраны дидактические игры и упражнения «Узнай, где что спрятано», «Что изменилось?», «Путешествие.», «Куда пойдешь, то и найдешь.» и др. изготовлены эскизы планов группы, музыкального зала, физкультурного зала для ориентировки в пространстве; подобраны физкультминутки по лексическим темам связанные с элементами движений в пространстве, разработан перспективный план по теме «ориентирование в пространстве» на год, где расписана работа по направлениям, с усложнениями. внесены в родительский уголок консультации по ознакомлению родителей с этой темой и конкретными рекомендациями для усвоения детьми данного материала
С ОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗДЕЛ «Р АЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ». Развитие пространственных отношений проходит через все образовательные области : Физическая культура -обогатить детей навыками движения в окружающем пространстве по словесной инструкции, Здоровье - закрепить ориентирование на себе в процессе формирования культурно- гигиенических навыков;
Познание – развивать умения и навыки в решениях выполнения заданий на тему ориентирование в пространстве; Социализация – формировать представления социального характера относительно друг друга;
Художественное творчество – формировать умения и навыки необходимые в определении пространственного расположения объектов на плоскости и трёхмерном измерении; Музыка – развивать пространственное ориентирование через музыкально-ритмические движения.
Коммуникация – формировать речевые умения в ориентировании относительно предметов, находящихся в ближайшем окружении; Чтение художественной литературы – уметь применять словесную информацию полученную при чтении, для определения пространственных отношений;
Труд – формировать способность планировать свои действия относительно пространственного окружения; Безопасность – приобщать детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, через освоение пространственного ориентирования;
Р АБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Знания полученные детьми в детском саду по разделу «Развитие пространственных отношений » закреплялись и в повседневной деятельности – в этом активную помощь оказывали родители. Помощь стала наиболее эффективной после того, когда родителей познакомила с задачами раздела «Развитие пространственных отношений ». Формы работы: индивидуальные консультации; индивидуальные разъяснительные беседы; родительские собрания; сообщения об особенностях речевого развития детей; показательные групповые занятия; коллективные консультации; библиотека для родителей; игротека для родителей и детей ; информационные стенды ("уголки для родителей"); папки-передвижки, содержащие советы родителям, не носящие категоричного характера
П О ОКОНЧАНИИ ГОДА БЫЛ ПРОВЕДЕН ПОВТОРНЫЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ПО РАЗДЕЛУ « РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ». По сравнению с началом учебного года по всем направлениям работы прослеживается положительная динамика
В ЫВОДЫ Данный раздел « Развитие пространственных отношений » проходил через все виды деятельности и это дало положительный результат в освоении программного материала.. У детей сформированы знания о культурно-гигиенических навыках через освоение «схемы собственного тела». Любознательность и активность выражалась в решениях выполнения заданий, ставящихся перед детьми, одновременно проявлялась эмоциональная отзывчивость на положительные(отрицательные) результаты детской деятельности. Деятельность детей, связанная с физической культурой, обогатилась такими навыками как движение в окружающем пространстве по словесному описанию. В совместной деятельности со взрослым и сверстниками, дети научились высказываться, доказывать решение той или иной задачи. Во время высказываний речь и поведение детей стали намного грамотнее. В решении проблемных задач стало видно, что дети стараются доводить дело до определенного результата, адекватного возрасту Кругозор детей по первичным представлениям о себе обогащался через ориентировку «на себе», о ближайшем социуме через определение расположения предметов в пространстве «от себя»,определение собственного положения в пространстве относительно различных объектов. Умения и навыки необходимые в таких видах деятельности, как изобразительной, конструктивной формировались через определение пространственного расположения объектов на плоскости; музыкальные через определение в пространстве различных объектов относительно друг друга.
З АДАЧИ НА БУДУЩЕЕ Работа по разделу «развитие пространственных отношений » будет продолжаться дальше, так как дети будут посещать детский сад до школы. Перед собой поставила следующие задачи: расширить и уточнить полученные знания ; формировать промежуточные направления для более точного определения местонахождения элемента или участка на плоскости; учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; учить ориентироваться «от другого человека».