ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструирование и копирование (как творческое манипулирование разнообразными объектами) «квазипространственные» (логико- грамматические) речевые конструкции
ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (СТЕПАНОВА О. А. ) в поведении – пространственные ошибки в выполнении правил расположения учебных предметов на столах и требований педагога, связанных с направлениями движения (вперед, назад, в сторону и др.) в чтении –пространственное различение сходных по форме букв и др. в письме – неумение ориентироваться в пространстве листа бумаги, смешении верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону в математике – ошибочное написание цифр, глазомерные ошибки при измерении в рисовании – глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке и др. в гимнастических упражнениях – неправильное направление движения при перестроении под команду (в правую сторону вместо левой и наоборот), трудность переключения с одного направления движения на другое и т.д.
ЗРИТЕЛЬНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ (М.М. БЕЗРУКИХ) способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над – под, на – за, перед – возле, сверху – внизу, справа – слева и т.п.); способны различать и выделять простые геометрические фигуры (овал, круг, квадрат, ромб и т.п.); способны к классификации фигур по форме и величине; способны различать и выделять буквы, написанные разным шрифтом; способны находить часть целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (СЕМАГО Н. Я., СЕМАГО М. М.) понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов складывание разрезных картинок
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ уровеньимпрессивная речь экспрессивная речь конструктивный праксис оптимальный « ВЕРХНИЙ / НИЖНИЙ», «ПЕРВЫЙ/ ПОСЛЕДНИЙ», «БЛИЖЕ К…/ ДАЛЬШЕ ОТ…» «В, НА, ПОД»2-4 равных/ неравных, диагональных, детали « ВЕРХНИЙ / НИЖНИЙ», «ПЕРВЫЙ/ ПОСЛЕДНИЙ» допустимый «БЛИЖЕ/ ДАЛЬШЕ» «ПЕРЕД/ ЗА», «СПЕРЕДИ ОТ…/ СЗАДИ ОТ…» «ИЗ-ПОД»5 неравных «ВЫШЕ,/НИЖЕ», БЛИЖЕ/ ДАЛЬШЕ» критический «ВЫШЕ, НИЖЕ», «НАД/ ПОД», «СПРАВА/ СЛЕВА», «ПРЕДПОСЛЕДНИЙ/ СЛЕДУЮЩИЙ ЗА…» «ЧЕРЕЗ, МЕЖДУ» 6 неравных «НАД/ ПОД», «СПРАВА/ СЛЕВА», «ПЕРЕД/ ЗА», «СПЕРЕДИ ОТ…/ СЗАДИ ОТ…» «БЛИЖЕ К…/ ДАЛЬШЕ ОТ…», «ПРЕДПОСЛЕДНИЙ/ СЛЕДУЮЩИЙ ЗА…»
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. БОРОВСКАЯ И. К., КОВАЛЕЦ И. В. развитие произвольного внимания развитие зрительно- пространственной ориентации развитие тонко координированных движений руки
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. МАЗАНОВА Е. В. зрительного восприятия (цвета, формы, размера, величины предметов); операций зрительного анализа и синтеза объёма зрительной памяти (зрительный мнезис: запоминания цвета, формы, размера, величины, последовательности и количества предметов) пространственного восприятия и представлений (ориентировку в схеме собственного тела и ориентировку в окружающем пространстве) речевых средств, отражающих зрительно- пространственные отношения зрительно-моторных координаций
«НАРИСУЙ ПРЕДЛОГ»
«СХЕМА ДВИЖЕНИЯ»
«ЗАШИФРОВАННОЕ ПОСЛАНИЕ»