Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2010 году исполнилось 65 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество. Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства. Невозможно спокойно смотреть кадры военной хроники, потому что мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы и они так похожи на нас.
Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Нынешнее поколение знает о подвигах своих дедов – прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две три фамилии военачальников, пару названий битв и это в лучшем случае. Гавроша воспетого Виктором Гюго помнят практически все. А хотя бы одно имя такого же «гаврюша» времен Великой Отечественной войны вряд ли кто- то назовет. А ведь в войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства. Не меньше страдали и те дети, которым довелось в военное время жить в глубоком тылу.
Дети во время войны.
В годы Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах, самоотверженно, наравне с взрослыми трудились в тылу.
Воспоминания бывшего сына полка Александра Левина Красная Армия с тяжелыми боями продвигалась на Запад. По количеству поступающих раненых можно было определить сложности той или иной операции; я видел своими глазами раненых солдат и офицеров, их страдания и мужество.
Дети блокадного Ленинграда.
Шесть страниц –шесть смертей.Сжатые, лаконичные записи : «28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го.17 марта –Лека умер.Дядя Вася умер 13 апреля.10 мая –дядя Леша,мама-15 мая». А потом без даты : «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ».
Дети в фашистских концлагерях.
18 млн. людей из 23 стран мира с грифом « возврату не подлежит» вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы.
Люди мира на минуту встаньте, Слушайте, слушайте гудит со всех сторон Это раздается в Бухенвальде, Колокольный звон, колокольный звон Это возродилась и окрепла, В медном гуле праведная плоть. Это жертвы ожили из пепла, И восстали вновь и восстали вновь, И восстали, и восстали, И восстали вновь! Сотни тысяч заживо сожженных, Строятся, строятся в шеренги к ряду в ряд, Интернациональные колонны С нами говорят!
Дети в оккупации Три года, три страшных, казавшихся бесконечными года, во время Великой Отечественной войны почти треть населения СССР прожила в условиях немецкой оккупации. Что им приходилось выносить? Выжить. Вот что было главной целью всех!