Менеджмент 11 класс
История понятия «менеджмент» Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую- либо общую цели, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем или управляющим, а другой - его подчиненным или исполнителем. Первоначально слово "менеджмент" означало "умение объезжать лошадей". Оно произошло от глагола "to manage" (управлять), а тот в свою очередь - от латинского "manus" (рука). Таким образом менеджмент буквально означает - "руководство людьми".
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Управление - это процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.
Понятие менеджмента как вида деятельности Менеджмент - область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития. Менеджмент от обычного управления отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуации. Управление же, сформировавшееся в рамках административной системы, основывается, наоборот, на всемерном ограничении такой свободы и идее предопределенности основных событий и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного планирования.
Менеджмент как управление Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических). Менеджмент - это управление социально- экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата. Например, мы говорим: "менеджмент предприятия* или "управление предприятием", но только "управление автомобилем". Управление отождествляется с системами любого типа – биологическими, техническими, социальными.
Менеджмент - как наука управления Менеджмент как область самостоятельных знаний, как наука сформировался в конце XIX в. Научная дисциплина "менеджмент" представляет собой совокупность эмпирических знаний, которые собирают разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики.
В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым: в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в конце XX в. - проблемы гибкости и адаптивности постоянным изменениям внешней среды, которая в конечном счете переросла в проблему управления средой организации.
Функции менеджмента Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит - предвидеть, - планировать, - организовывать, - распоряжаться, - координировать и - контролировать".
Функции менеджмента прогнозирование планирование целеполагание организовывание деятельности мотивирование персонала контроль учет анализ
Функции менеджмента
Менеджмент нередко отождествляют с людьми - менеджерами, профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей.
Роли менеджера роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.; информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха; межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин".
Категория «менеджер» распространяется на: руководителей организации руководителей структурных звеньев и центров прибыли организаторов определенных видов работ (администраторов)
Менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как высокое чувство долга и преданность делу; честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; умение выражать свои мысли и убеждать; уважительное отношение к персоналу; способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.
Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента финансовый инвестиционный стратегический инновационный международный производственный информационный кадровый тайм-менеджмент антикризисный социальный банковский, налоговый экологический риск-менеджмент
Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации: целостности; иерархической упорядоченности; целевой направленности и оптимальности; сочетания централизации и децентрализации; демократизации.
Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.