ID 121 Казачата
Семья и община служат организующим началом в духовной жизни казачества. Семья не только выполняет собственно семейные функции (брак, воспитание детей, родственная общность, единство бюджета и пр.), но и является первичным производственным коллективом Основой любого казачьего общества является семья
Семейный союз в казачьем населении пользуется большим уважением
Мужчина и женщина почти полностью равноправны, что обуславливается тем весьма важным обстоятельством, что казачка в отсутствие мужа ведет свое хозяйство сама и поддерживает дом
Главой семейства всегда остается отец, а в случае его смерти главенство в доме переходит к матери
В силу особенностей военного быта на Дону исторически выработался особенный тип женщины - казачки. Это неустанная труженица, смело и энергично принимающая на себя все труды мужчины, когда он находится на военной службе. Казачки могли пахать, сеять, косить, молотить
В благоустроенной семье всякий член несет соответствующую своему возрасту работу. Жены помогают мужьям, дети родителям
Трехлетние казачата уже сами ездили верхом по двору, а в 5 лет уже скакали, отводя лошадь в табун
В семье если рождался мальчик, его не называли мальчиком, сразу же величали казаком. Казак рождался воином. Существовала такая традиция в воспитании ребенка. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили, что- либо на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, - дед дарил шашку или ружье. Дареные вещи развешивались на стене в комнате, где находились мать с ребенком
После крещения ребенка в церкви, отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя ее с казаком. Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь и ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоанну - войну о том, чтобы сын их был храбрым казаком
В казачьем быту родимая матушка всегда свято почиталась всеми членами семьи.
До 17 лет идет воспитание казака в военном духе. Успех в казачьих победах заключался в том, что и отец, и мать, и дед любовно снаряжали сына на военную службу. Они говорили ему о чести быть воином, внушали быть храбрым
Сложена прекрасная песня о проводах казака на службу: "…Мы послужили Государю, Теперь тебе черед служить, Ну, поцелуй же женку Варю, И Бог тебя благословит!
И да пошлет тебе он силы, Долг службы свято соблюдать, Служить, как мы Царю служили, И славу рода поддержать. Иди туда, куда укажут, Господь, начальство и черед, Когда же в бой лететь прикажут, Благословясь ступай вперед! Но не в бою, ни перед боем Ты не бранится, не ругай, Будь христианин и перед боем Крестом себя ты осеняй… …Исправен будь! И старших слушай, Найди товарища себе. Живите с ним душа вы в душу, Клянитесь выручить в беде"
Смелость, находчивость, выносливость, стойкость, и строгое соблюдение дисциплины - вот качества присущие казакам. Каждый поход приносил славу Дону. В походах и боях многие казаки погибали. О их смелости и верности Родине слагались песни
А из-за компактного проживания недостойные чести Казака поступки были просто исключены. В итоге каждый человек был на виду, в жизни и быту были видны его недостатки и достоинства
Высшая ценность Родовых принципов заставляла каждого думать о собственном теле, душе и духе как инструментах воспроизведения здорового потомства, наиболее эффективного выполнения своего профессионального долга – воина и защитника, а также о воспитании молодых поколений сородичей-казаков в духе традиций Казачества
Традиции Казачества передавались напрямую из поколения в поколение. Воспитывали и обучали Казачат, воздействуя на них всем обществом, не прекращалось обучение и воспитание до конца дней своих
Казачье семейство. Цимлянская станица